Страсти Господни — день за днём
Непосредственным началом пасхальных празднеств (так называемой Святой или Тихой недели) является Цветущее воскресенье. В этот день, когда христиане припоминают въезд Христа в Иерусалим, в костёлах освящаются воскурением и окроплением святой водой связки зелёных ветвей и древесина. В прежние времена хозяйки, вооружившись освящёнными прутьями, обходили свои владения, а потом оставляли их доцвести на почётном месте в светёлке, в святом углу. Хозяева же из дерева делали крестики, которые разносили по полям, чтобы обеспечить богатый урожай.
Первая половина Святой недели состояла из «Синего понедельника», «Жёлтого вторника» и «Чёрной (или гадкой) среды». Её называли ещё и «Сажемётной», в соответствии с деятельностью, которая в этот день осуществлялась: чистились печные трубы. В этот день строго-настрого было запрещено сердиться (подобно тому, как Иуда злился при виде Христа), потому как иначе придётся хмуриться каждую среду в году.
Название следующего дня, «Зелёного четверга» объясняется зелёными травами, которые были частью Последней вечери Господа, а также цветом пробуждающейся природы. Тот, кто съедал перед восходом солнца печенье или хлеб, намазанные мёдом, считался защищённым от укусов змей и ос. Потом вся семья вместе молилась и омывала конечности росой, чтобы не заразиться лишаем и другими болезнями.
Воздух в Зелёный четверг наполнялся звоном церковных колоколов. Вечерняя месса в этот день начинала череду самых торжественных, пасхальных трёхдневных молебнов. В печах поспевали «иудушки» — булочки из дрожжевого теста в форме валика, символизировавшего верёвку, на которой, как считалось, повесился Иуда.
Пятница — день глубокой скорби в память о распятии Иисуса Христа. В этот день люди вставали перед восходом солнца и умывались проточной водой. Пост в «Большую пятницу» держали особенно строго, и при этом ничего никому не одалживали из домашних вещей, поскольку боялись, что имущество заколдуют ведьмы. Нельзя было трогать землю, поэтому не работали ни на поле, ни в саду. Запрещено было стирать бельё.
На следующий день, в «Белую субботу» хозяюшки готовили обрядные и праздничные кушанья, мальчики и юноши плели специальные «розги» из вербных прутьев или вязали берёзовые метёлки; повсеместно разукрашивались яйца. В этот день проходило лишь ночное богослужение — «вигилия». Накануне близ костёла освящался огонь, от которого зажигалась пасхальная свеча — «пашкал», вносившаяся далее в костёл.
В Белую субботу все предпочитали белые цвета, веруя, что они символизируют чистоту смытия грехов в момент принятия христианства. В этот день проводилось больше всего крещений. Все жили в предвкушении того момента, когда с уходом Белой субботы завершится долгий пост. Их обоняние услаждал запах свежеиспечённых куличей, делавшихся из того же теста, что и рождественская сдобная плетёнка. Однако прежде этот продукт был несладким: «калач сырный к великой ночи» готовился из тёртого сыра и большого количества яиц (особой популярностью пользовался жёлтый кулич). В разных уголках Чехии несладкие куличи-калачи назывались, например, «бабой», «бабувкой», «плечовником», «шолдром» или «свецеником». Сладкий вариант этого обрядного хлебо-булочного изделия сохранил изначальную круглую форму и знак креста.
А потом приходил черёд главного пасхального праздника — Воскресения (которое в Чехии иногда называют Цветущим), дня спокойствия. Нельзя было работать, а семья должна была провести весь день вместе. В этот день утром освящались пасхальные кушанья — «ягнёнок», кулич, яйца, хлеб и вино.
Полную версию статьи читайте в журнале «ЧЕХИЯ – панорама» 2/49/2014