Интриги аукционного двора

 Количество аукционных торгов по продаже имущества, конфискованного при экзекуциях, растёт в Чехии с реактивной скоростью — только за прошлый год увеличилось на половину. Тем же резвым темпом множится и количество случаев всяческих некрасивых закулисных схем, когда аукционеры договариваются о сценарии торгов в ущерб должника и кредитора. Согласно статистике Экзекуторской палаты ЧР, в прошлом году было назначено проведение 16 тысяч торгов (в 2010-м им количество равнялось 10 500), причём в 11500 случаях речь шла о продаже недвижимости. „Из статистических отчётов некоторых экзекуторских департаментов следует, что примерно в каждой третьей продаже имущества с молотка проявляются признаки интриг со стороны устроителей аукционов, которые используют недобросовестные средства соглашений за спиной у заинтересованных сторон,“ заявила пресс-секретарь чешских экзекуторов Петра Бачова. Как правило, речь идёт о сделках, которые происходят вне аукционного зала между «торгующимися» лицами. Участники же аукциона, которым был нанесён ущерб, часто опасаются сообщить о закулисном соглашении судебному экзекутору, поскольку не имеют достаточного количества доказательств.

Вот какой негативный опыт относительно интриг на торгах накопился у экзекуторов из района Прага-9. Когда в мае прошлого года пускали с молотка половинную долю в распадающемся на части домике (стартовая цена равнялась 147 тысячам крон), к ним пришла с жалобой женщина (которая, кстати, в конце концов, недвижимость и выторговала). Она рассказала, что к ней в коридоре экзекуторского департамента обратился иной участник аукциона с «заманчивым предложением»: «За 20000 крон готов выйти из игры!» Экзекутор Милан Уснул на основании заявления дамы составил протокол вызвал полицию. «Сидевшим в засаде» повезло: во время последующих торгов, на которые был выставлен садовый домик с участком, тот же самый джентльмен потребовал от другой участницы аукциона пять «штук» за то, что не станет повышать цену лота. Экзекутор подал официальное заявление о случившемся; упомянутому «шалуну» по обвинению в совершении преступления, связанного с интригами при предоставлении проведении публичного конкурса, в январе 2012 года «впаяли» условный годовой срок лишения свободы с отскрочкой исполнения на 30 месяцев. Впрочем, он тут же подал апелляцию…

Приключения «неуловимых»

„Если бы этот гражданин не потребовал деньги два раза подряд, первая участница торгов бы об инциденте не сообщила, а вторая — не подтвердила, то вряд ли его кто-то смог бы преследовать в уголовном порядке,“ прокомментировал ситуацию Йиржи Зоц из Экзекуторского департамента Праги-9. По его мнению, уличить такого преступника крайне нелегко. „Происходят совершенно абсурдные вещи, когда участники аукциона даже передают друг другу деньги прямо на глазах у экзекуторов, при этом преспокойно утверждая, что возвращают взятые взаймы средства. Tе, кто деньги получает, при этом могут приехать с другого конца Чехии, не сделать ни единого ценового предложения и заявить, что хотели лишь поглазеть на аукцион,“ описывает творящиеся безобразия пан Зоц.

Эффективным оружием против интриг, согласно замыслу Экзекуторской палаты, должен стать новый интернет-портал торгов, который расширит возможности онлайн-доступа аукционеров с любого места. Нынешний аукцион-портал носит только информационный характер, а вот его новая версия, которую запустят в эксплуатацию в начале мая, позволит интересующимся лицам входить на отдельные серверы, на которых торги непосредственно проходят. „Чем больше заинтересованных лиц будет подавать предложения о покупке движимого и недвижимого имущества, тем выше может быть финальная цена,“ говорит член президиума экзекуторской палаты Давид Конц. За счёт же более высокой цены смогут заработать и кредитор, и должник, против которого ведётся экзекуция.

Кстати, на недавний анкетный интернет-вопрос «Участвовали ли вы когда-либо в аукционных торгах?» ответили почти 10600 чешских респондентов. При этом «да» прозвучало в 16,4 % случаев, ответ «нет, пока случай к тому не представился» выбрали 57,9 %, а вариант «торгами не интересуюсь» предпочли 25,7 %.