Муниципалитеты Чехии потирают руки в предвкушении скорой возможности изгонять из родных мест хронических воришек и пьяниц. Их можно понять: поселковые общины до сей поры располагают лишь весьма слабыми инструментами в борьбе с проститутками, насильниками, нищими, воришками или уличными алкоголиками, нарушающими общественный порядок и приставающими к прохожим. С середины же нынешнего года муниципалитеты, скорее всего, обретут шанс действовать более эффективно: нижняя палата парламента одобрила новую редакцию закона о правонарушениях. Комиссии, разбирающиеся с лицами, совершившими проступки, получат право тех, кто творит зло умышленно и повторно, на срок до трёх месяцев выдворять из населённого пункта, в котором у них нет постоянного места жительства. По мнению бывшего мэра Хомутова Иваны Ржапковой, новая санкция будет иметь прежде всего профилактическое значение: „Речь идёт об охране прав граждан и их семей, которые подвергаются постоянным физическим нападениям, становятся жертвами краж, но никакие действенные санкции их до сей поры не защищают.“
Запрет на пребывание в том или ином месте уже существует, но только в рамках уголовного кодекса. Продолжительность такого наказания колеблется от года до 10 лет. В рамках же делопроизводства по правонарушениям можно пока что лишь обложить нарушителей штрафами, которые, однако, в большинстве случаев невозможно востребовать, поскольку преимущественно речь идёт о людях без регулярных доходов.
Фанаты новой редакции закона утверждают, что она не направлена против какой-либо этнической группы, но лишь даёт ясный рецепт решения правонарушительного рецидива. Логика тут такова: речь идёт о чётком списке правонарушений, совершённых в течение года; часто случается, что полиция хоть и поймает вора-карманника, составит протокол, но потом его отпускает, а он через полчаса снова совершает кражу; проходит много месяцев, а то и лет, пока такого человека действительно призовут к порядку. С другой стороны, новый закон, мол, не криминализирует действия правонарушителей, переквалифицируя их немедленно в уголовные преступления. Речь идёт о наказании людей, которые совершают правонарушения на территории одного населённого пункта. Его руководство будет обязано известить о наложении подобного «взыскания» муниципальную полицию, Полицию Чехии и населённый пункт, где данное лицо «прописано».
Противники новой редакции закона (прежде всего — oппозиционные социал-демократы, которые командуют в Сенате и могут документ «завернуть») утверждают, что она не воспрепятствует совершению правонарушений: нарушители лишь переместятся в другое место, где пребывание им не запрещено. Да и сам по себе запрет на проживание будет тяжело контролировать. Экс-староста посёлка Черношице Алеш Радл опасается, что новый закон может стать инструментом злоупотреблений в отношении разных групп населения. Существует и серьёзное сомнение о соответствии нового закона конституционному порядку: омбудсмен Павел Варваржовский заявил, что свобода передвижения и проживания относятся к числу основных прав человека.