Об этом мы уже писали: перекупщики долговых обязательств и их адвокаты при реализации забытых старых квитанций, изначальный размер которых равен примерно паре сотен крон, зарабатывают до безобразия огромные деньги. Ловкачи мелкие долги скупают по дешёвке, к примеру, у энергетических фирм, а потом огребают за них сотни тысяч. Наценка в случае мелких долгов достигает 700 процентов, причём пакеты квитанций продаются и протаскиваются через суды тысячами, вне зависимости от того, истёк по ним срок давности или нет. Эта практика уже обеспокоила и судебную братию, которая, как известно, отличается хорошей нервной системой.„В качестве судьи, занимающейся экзекуционным правом, с благодарностью приветствую стремление чешских СМИ обратить внимание на проблему перекупаемых неоплаченных квитанций. К сожалению, нельзя ожидать изменений в поведении тех, кто сделал для себя из этого доходный бизнес. Единственным решением было бы изменение адвокатских тарифов,“ с таким заявлением выступила недавно судья Павла Пьяйчикова. Вознаграждение за работу по незначительным долговым обязательствам, по её мнению, должно покрывать лишь минимальные расходы по услугам адвоката, а не вести к миллионным прибылям.
„Дальнейшее обирание жителей страны мне представляется безнравственным. Да и, положа руку на сердце, кому из нас, грешных, не пришлось когда-либо забыть оплатить какую-нибудь квитанцию?“ задаёт риторический вопрос возмущённая судья. Тут нужно заметить, что крайне случается, чтобы на практику, критикуемую в СМИ, столь остро реагировали судьи, поскольку их статус, в сущности, не даёт возможности делать публичные выступления. Однако всему, видать, есть предел. Дело в том, что суды уже месяцами завалены десятками тысяч исков, поданных по «электронке» бойкими адвокатами, нанятыми перекупщиками, с требованием выставления платёжных приказаний по смешным суммам прежних лет. Причём речь вовсе не идёт об оплате долга как такового, но, главным образом, о вознаграждении за правовые действия согласно адвокатскому тарифу.
«Генераторы» прибылей
Суды не могут самостоятельно затормозить этот процесс. Они работают в данном случае в режиме автомата, проставляющего печать и снабжающего пакет документов сакраментальной зелёной полосой на конверте. По закону они обязаны рассылать платёжные приказания и по мелким долговым обязательствам с очевидно истёкшим сроком давности, поскольку возражать против этого — дело самого шокированного ответчика. Однако уже в апреле 2011 года на конгрессе юристов президент Судебной унии Томаш Лиховник обратил внимание на то, что, ввиду огромного количества бессмысленных исков по поводу старых мелких долгов, суды не имеют времени заниматься серьёзными делами.
„Суды тысячами начали получать иски по выплате десятков или сотен крон. Тем. Кто этим занимается, имеет смысл подавать иски и по задолженностям с истёкшим скроком давности или же по совершенно бессмысленным договорным штрафам. Проигрыш не имеет значения, всё равно дело стоит свеч. Поэтому канцелярии судов заполнены исками по оплате десятков, сотен или же, в лучшем случае, тысяч крон. Суды уже перестали быть органами государства, предоставляющими защиту прав, превратившись в инструмент, генерирующий прибыль для адвокатов,“ подчеркнул пан Лиховник.
Прошло три четверти года — но законодатели так и не положили конец этому беспределу. При этом тысячи долговых требований возникли лишь потому, что та или иная фирма не послала человеку квитанцию по новому адресу, хотя он его во время переезда сообщил. Поэтому плательщик вообще не знал, что кому-то должен пару сотен крон… Однако эти фирмы сегодня уже вне игры: заветные квитанции проданы тем, кто на скупке долгов специализируется по причине высоких вознаграждений за правовые услуги.
Вот вам два акта из этой бесконечной пьесы для театра абсурда — Ионеско отдыхает! Ярослав Н.: „У меня был долг перед медстрахкомпанией, о котором я не знал, поскольку поменял место проживания. Страхкомпания посылала информацию по старому адресу, а в финале по долгу в 1000 крон приходится платить 19000…“ Вацлав С.: „Аннулировал страховку в одной большой компании и заплатил последний взнос. Однако фирма мне эти деньги по непонятной причине послала обратно на счёт. Несколько же месяцев спустя прислала предупреждение, что я им должен сумму, на которую уже набежали проценты, и если не заплачу, то они передадут дело экзекуторам. Вот как у нас создаются малые долги, на которых зарабатываются большие деньги…“