Упования жителей Чехии на то, что они смогут звонить и рассылать «эсэмэски» дёшево, постепенно претворяются в жизнь. Даже несмотря на то, что фирма, которая давно уже хотела «раскачать устои» чешского рынка, в этом году окончательно «накрылась медным тазом». Речь – о самом маленьком чешском операторе, компании MobilKom: в 2007 году она развернула массивную рекламную кампанию «голосовых» услуг и сервиса при передаче данных по более низким ценам, нежели у конкурентов-гигантов — фирм Telefónica, T-Mobile и Vodafone. Тогда казалось, что у тройки крупнейших операторов Чехии растёт соперник,за спиной которого – мощная инвестиционная группа Penta, вложившая в MobilKom примерно 1,5 миллиарда крон. Однако уже год спустя мечта о дешёвом чешском операторе начала развеиваться. По словам менеджеров фирмы, в этом виноваты прежде всего Чешское телекоммуникационное бюро (ЧТБ) и операторы-монополисты, распилившие рынок: они, мол, треклятые, не позволили проекту U:fon предоставлять услуги посредством стандартной технологии GSM. Поэтому-то фирма была вынуждена в 2008 году взять кредит (почти полмиллиарда крон) в китайском банке China Development Bank для покупки технологии CDMA и создания собственной сети. Но и после этого ЧТБ не предоставило малому оператору никаких шансов для раскрутки.
"Несмотря на двухлетнее стремление руководства MobilKom найти общий язык с властями, департамент не предпринял никаких шагов для вхождения виртуальных мобильных операторов на рынок или для осуществления перманентно откладываемого аукциона по продаже частот, освободившихся при дигитализации телевещания, которые бы дали компании возможность постороить полноценную мобильную сеть," обвиняет телекоммуникационных бюрократов маркетинговый менеджер фирмы MobilKom Дэвид Спайс. Teлекоммуникационное бюро хотя вину в бедах MobilKom и отрицает, но не может скрыть перемены в своём поведении. То, что несколько лет просто ни в какие ворота не лезло, вскоре станет фактом действительности. С середины следующего года бюро обяжет упомянутую тройку «жирных котов — мобильных операторов» смириться с конкуренцией в виде так называемых виртуальных операторов. Последние могли бы сбить высокие цены на чешском мобильном рынке. Дело в том, что «виртуалы» не имеют своей сети, и потому покупают у кого-либо из крупных операторов его мощности, которые потом продают по своим, зачастую гораздо более низким ценам.
Четвёртый – не лишний?
Telefónica, T-Mobile и Vodafone должны будут согласиться «пригреть на своих сетях» «змей-конкурентов». Иначе не получат в рамках готовящегося аукциона новые частоты, которые им необходимы для развития технологий. "В числе обязанностей для тех, кто возжелает получить новые фреквенции, будет значиться и «зелёная улица» для виртуальных операторов," подтвердил благую весть шеф телекоммуникационного бюро Павел Дворжак. Поскольку же триумвирату операторов ключевые для их бизнеса частоты требуются позарез, условие они волей-неволей принять должны. Уже сейчас некоторые из них свои взгляды кардинально пересмотрели: соглашение с виртуальным оператором хотят заключить Telefónica и T-Mobile.
Существенно снизить цены в будущем году мог бы и четвёртый полноценный оператор. Он мог бы в Чехии появиться как раз после аукциона по продаже частот, освободившихся после перехода на цифровое телевещание. ЧTБ ему уже и дорожку начало накатывать. "В рамках аукциона предложим относительно большой объём частот в диапазоне 1800 MHz, чтобы возможный четвёртый оператор мог создать собственную сеть и начать работать," подтвердил пан Дворжак. Но и на этом бюро не хочет останавливаться. В начале декабря ЧТБ признало, что конкуренция на местном рынке не работает должным образом: операторы не снижают цены, хотя их расходы постоянно падают. Бюро, которое до сей поры регулировало лишь крупнооптовые цены, решило ограничить и область мелкого опта. Поэтому эксперыт полагают: недалёк тот час, когда цены за телефонные звонки в стране могли бы начать существенно снижаться.
Цена «звоночного» вопроса в Чехии, Великобритании и Германии
Июль 2011 | Июль 2011 |
Декабрь 2011 | Декабрь 2011 |
Vodafone Чехия
Цена: 450 крон 50 минут для разговоров 250 свободных SMS |
Великобритания Цена: 450 крон 600 свободных минут для разговоров по всем сетям Неограниченные звонки в рамках своей сети |
Vodafone Чехия
Цена: 362 кроны |
Vodafone Великобритания Цена: 323 кроны |
T-Mobile Чехия Цена: 300 крон |
Великобритания Цена: 300 крон 300 свободных минут для разговоров по всем сетям Неограниченные звонки в своей сети |
T-Mobile Чехия
Цена: 300 крон |
T-Mobile Великобритания Цена: 314 крон 100 свободных минут для разговоров по всем сетям 100 свободных SMS для рассыла по всем сетям Неограниченные звонки в рамках своей сети |
O2 Чехия
Цена: 450 крон |
O2 Великобритания Цена: 450 крон 600 свободных минут для разговоров по всем сетям Неограниченные SMS |
O2 Чехия
Цена: 360 крон |
O2 Германия
Цена: 250 крон |