Серверы, специализирующиеся на различных скидках, некоторое время назад наводнением разлились по чешский интернет, как наводнение. Владельцам (по крайней мере, тем, кто был в первой волне) они принесли отличную прибыль, посетителям предложили ряд привлекатальных скидок, а многим фирмам предоставили интересный маркетинговый инструмент для того, чтобы обратить на себя внимание и получить новых клиентов. Казалось бы, чего ещё желать?
Но не всё то золото, что блестит. После большого успеха сервера Slevomat.cz «скидочные» серверы посыпались на Чехию, как из ведра. Уже вскоре можно было выбирать из предложений более, чем 400 «скидочных» сайтов самого разного калибра и качества. В конце концов, началась консолидация рынка: многие серверы разоряются, иные объединяются. Например, лидер Slevomat купил треть акций сервера Vykupto.cz, а потом и вовсе приобрёл второй номер на рынке, сервер Zapakatel.cz, создав сильный триумвират вэбов, которые хотя и далее работают отдельно, однако об условиях для покупки рекламы договариваются совместно, что им даёт существенную выгоду. Нельзя забывать и о «скидочных» агрегаторах. Это — вэбы, на которых согласно определённым критериям автоматизированно аккумулируются скидки со всех возможных «скидочных» серверов. В данный момент в этой группе правит бал сервер Skrz.cz, один из наиболее часто посещаемых вэбов чешского интернета, нацеленных на продажу и пропаганду товаров и услуг. „Принципиальной проблемой агрегаторов является то, что они не различают качество серверов. Например, они презентуют в равной степени как проверенные торговые марки, так и сомнительные вэбы, которые только-только возникли,“ говорит основатель «Слевомата» Томаш Чупр. Продвижение сайта в интернете — дело рук специалистов и зачастую это приводит к тому, что некоторые «скидочные» акции приобретают на практике трагикомические масштабы. К примеру, гастрономия принадлежит к числу областей, которые больше всего захватила мания скидок. И в ней лучше всего видна разница в уровне предложений. Вы можете получить скидку как в ресторане, где вас едва ли не на руках будут носить, так и в заведении, от которого у вас волосы будут вставать дыбом. Дело в том, что множество ресторанов с помощью акций на «скидочных» серверах решают проблемы недостатка клиентов. Вместо того, чтобы заняться самим заведением и попытались выяснить, почему его посещает мало гостей, предлагают массовые скидки. Однако новые гости, разумеется, уходят такими же обозлёнными, как и те предыдущие. Особенно если скидок столько, что обслуга с приливом „скидочных гостей“ не совладает, или же разделяет обычных клиентов, платящих полную цену, от тех, которые имеют купон на скидку и которых они относят к разряду хиппи, клянчящих остатки еды.
Вот рассказ студентки Вероники Ш., которая принадлежит к числу частных клиентов «скидочных» вэбов. «Когда у нас начали работать эти серверы, меня крайне заинтересовало их предложение. Например, ужин на двоих на Старомнестсткой площади за 250 крон, включая салат и десерт, — это было классно! Мы с другом на это «купились». Но нас ожидало разочарование…» Ужин действительно включал в себя все обещанные блюда, но порции были смешными в сравнении с рекламой. Хотя парочка получила место с романтическим видом на орлой, но они себя чувствовали, будто пришли в заводскую столовую. Абсолютное большинство клиентов составляли именно позарившиеся на серверную скидку, поэтому каждый получил на стол одинаковый гастрономический набор. „Питьё в цену включено не было и нас очень задело то, что официант даже не потрудился нас спросить, если бы мы не хотели заказать какой-либо напиток, — говорит Вероника. — Официанты тут вообще не очень приятны, поскольку им из-за ваучера заработать не удастся. Однажды случилось так, что мы летом с друзьями хотели сесть на ресторанной террасе, но официантка сказала, что с ваучером мы можем устроиться только внутри, и посадила нас к столу возле туалетов. Впрочем, если быть до конца честной, то исключения из правила существуют. Когда мы купили ваучер в один знаменитый мексиканский ресторан, мы были довольны выше крыши…“
Как бы то ни было, несомненно, что со «скидочными» серверами чехи будут ещё определённое время сталкиваться. Лишь их направленность, видимо, будет со временем изменяться. Но с рекламных баннеров вам всё время будут «подмигивать» предложения купить пять порций пива за цену двух, сделать себе искусственные ногти за половину стоимости или дешёвую липосакцию с „чудодейственным эффектом“. Хотя… Положа руку на сердце, кто бы не хотел купить пять бутылок «гамбринуса» за цену двух или похудеть без малейших усилий?