Чешский налог: ни низок, ни высок?

 В Чешской Республике налоги составляют 45,9 процента общих доходов государства, что является наименьшим показателем в рамках Европейского Союза. Дело в том, что налоги в ЕС, как правило, составляют более половины общих правительственных сборов. Исключением из этого правила, помимо Чехии, являются также Словакия (47 процентов) и Литва (48,5 процентов). Это вовсе не означает, что Чехию можно было бы назвать «налоговым раем». Дело в том, что статистики не включают в налоги суммы социального страхования. Которое-то как раз в Чехии находится на экстремально высоком, прямо-таки заоблачном уровне. Вышеупомянутые данные опубликованы в сборнике, изданном европейским статистическим бюро Eurostat; здесь описываются последствия экономического и финансового кризисов, сказавшиеся на правительственных доходах и расходах за прошлый год в странах ЕС и ESVO (Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария). Налоги являются самым важным источником доходов во всех сравниваемых странах. Второй по весу и солидности ресурс – это социальные отчисления. В Евросоюзе в целом налоги составляют 58,2 % общих доходов, а социальные отчисления равны 31,6 %.

На противоположном от Чехии «полюсе» находится Дания, где налоги участвуют в доходах государства долей, равной 84,6 процента, а в Исландии — 75,3 процента. Социальные же отчисления в Дании составляют лишь 3,5 процента общих доходов, поскольку датская система социального обеспечения в немалой степени финансируется из налогов. Что же касается Чехии, то, что тут государство недополучит от граждан в форме налогов, будет «выдоено» из них путём социальных отчислений. При сложении этих двух доходных позиций Чехия оказывается в положении, превышающем уровень таких государств, как Венгрия, Польша, Болгария, Румыния, Португалия, Финляндия, Норвегия или же прибалтийские республики. Структура налоговых доходов специфична в каждой стране, однако чешский её вариант даже в международном сравнении считается экстремальным. На это обращает внимание, к примеру, и отчёт Чешской банковской ассоциации, изданный ещё в ноябре 2009 года: "Для страны характерны высокая доля налогов с доходов юридических лиц в рамках общих налоговых доходов, периферийная роль имущественных налогов и рекордно высокая доля социального страхования."

Это положение в скором времени, возможно, несколько изменится. Правительство планирует в рамках реформ налоговую систему перекроить. Сниженная 10%-ная ставка НДС со следующего года вырастет до 14 процентов. Основная же ставка останется на уровне 20 процентов. В 2013 году минимум и макисмум НДС должны соединиться в точке, равной 17,5 процента. В настоящее время ставка налога на доход юридических лиц в Чешской Республике составляет 19 процентов, физические же лица платят равный налог в размере 15 процентов от так называемой «супергрязной» зарплаты. Налоговая реформа хотя и отменит эту самую «супергрязную» зарплату, однако для большинства рабортающих людей возвращение к 19-процентному налогу с обычной «грязной» зарплаты существенных изменений не принесёт. Государство также через два года получит от тех граждан, которые включатся в пенсионную реформу, в качестве социального страхования вместо нынешних 28 процентов отчислений всего 25 процентов. Однако запланированные изменения пока ещё не окончательны. Премьер-министр Петр Нечас недавно упомянул о возможности более ускоренного повышения нижней ставки НДС. По словам председателя правительства, она могла бы возрасти до 19 процентов уже в будущем году.

Сами чехи по поводу подобной информации возмущаются. Вот что говорит Й. Таховский: «В Чехии вовсе не самые низкие налоги; просто часть доходов государства, которая за их счёт формируется, меньше, чем в остальных европейских странах. Вообще же в Чехии достаточно высокие налоги; кроме того, что государство у нас отберёт, оно получит ещё достаточно большую сумму из иных источников. И ему всё равно мало, потому что процветает казнокрадство…» Пан Кубишта пожимает плечами: «День налоговой свободы в Чехии празднуется в июне, то есть, налоги у нас, в сущности, 50-процентные. Да ещё и «социалка» огромная отчисляется… Эти данные говорят не об уровне налоговых ставок, а об успешности сбора налогов. Государство – враг порядочного человека. За те деньги, что оно у нас из кармана возьмёт, каждый второй госзаказ размещён втридорога, разворован и коррумпирован… Автобаны наши – на одну полосу уже, чем в Германии, и в два раза дороже немецких. Законы принимаются по заказу различных лоббирующих групп (например, бандитский экзекуторский). В Чехии безопасно лишь потому, что негодяям выгоднее заниматься экономическими преступлениями, чем мафиозными разборками…» П. Фиала убеждён: «Когда министр финансов нуждается в том, чтобы ещё раз остричь «шерсть» с местных 80 % «баранов», то есть, обычных граждан, масс-медиа начинают писать, как у нас хорошо живётся, поэтому, мол, от клока шерсти на алтарь Отечества не обеднеем. Эти приёмы нам хорошо известны…»

Главные источники государственных доходов в Европе

(2010 год, в % от общего количества доходов)

Страна (регион)

Налоги

Социальные отчисления

Доход от продажи

Доход от владения имуществом

Иное

Евросоюз

58,2

31,6

7

1,2

2

Еврозона

55

30

8

3

4

Бельгия

60

30

6

2

2

Болгария

58

21

8

3

10

Чехия

45,9

36

8

4

6,1

Дания

84,6

3,5

5

4

4

Германия

53

36

5

2

4

Эстония

50

32

6

4

8

Ирландия

64

20

7

6

3

Греция

51

32

6

2

9

Испания

55

34

4

4

3

Франция

51

36

7

3

3

Италия

62

27

3

2

6

Кипр

63

18

7

6

6

Латвия

52

26

10

4

8

Литва

48,5

30

6

3

12,5

Люксембург

62

28

5

4

1

Венгрия

56

24

8

3

9

Мальта

68

17

5

4

6

Голландия

52

33

7

6

2

Австрия

56

36

3

2

3

Польша

53

29

6

3

9

Португалия

53

29

6

2

10

Румыния

52

29

7

3

9

Словения

50

36

6

2

6

Словакия

47

36

4

4

9

Финляндия

55

26

10

7

2

Швеция

69

18

6

4

3

Великобритания

69

23

6

1

1

Исландия

75,3

11

7

6

1

Норвегия

58

17

5

19

1

Швейцария (2009)

64

20

11

4

1

 

Источник: Eurostat