1 июля 2006 года вступила в действие „балльная“ система, согласно которой за определённые нарушения ПДД начисляются баллы. Набрал 12 „очков“ — прощайся с водительским удостоверением. Одни эту систему ругают (мол, „очередная тупая выдумка дебильных чиновников“), другие – хвалят. Но давайте посмотрим на проблему через призму сухой цифири.
В июне нынешнего года на дорогах Чехии погибли 66 человек. Это – самый низкий июньский показатель за последние 20 лет. Случайность, скажете? Возможно. Как, впрочем, можно допустить, что лепту в этот результат внесла и „балльная“ система, введённая в Чехии ровно пять лет назад. Например, директор транспортной полиции республики Леош Тржил полагает, что система имеет существенный воспитательный эффект. Вторят ему и другие специалисты в данной области. Дело тут не только в данном весомом результате (роковое число 66 в иные годы чаще всего бывало превзойдено, причём весьма), но и в иных статистических подтверждениях правоты данной системы. Десять лет назад количество граждан, погибших на чешских дорогах, превысило цифру 1300, а вот в прошлом году число таких трагедий уже равнялось 753. Хотя полиция не достигла изначальной амбициозной цели (в 2002 году её руководители заявили, что количество мёртвых на дорогах с помощью баллов снизится на половину, то есть, примерно до уровня 650 погибших за год), тем не менее, речь идёт о лучшем результате за последние полвека. Да и кривая количества автоаварий, совершённых на чешских дорогах под влиянием алкоголя, пошла вниз с 2006 года гораздо круче, чем это было ранее.
Помимо более безопасных автомобилей, причиной снижения количества смертей и аварий, вызванных употреблением алгоголя, по мнению полицейских и специалистов по безопасности на транспорте, является изменение мышления водителей. К нему привёл обычный „кнут“ — угроза запрета на управление автомобилем после начисления 12 баллов пугает многих. „Если мы посмотрим на текущую оценку ситуации, то становится очевидным, что 80 процентов наказанных водителей уже нарушения не совершают. „Балльная“ система имеет свой явный дисциплинирующий эффект,“ говорит главный чешский „гаишник“ Леош Тржил. С этим согласны и эксперты из Центрального автомотоклуба. „Систему баллов ввели и в большинстве остальных европейских стран; в некоторых из них она действует дольше, чем у нас. При этом ни в одном из государств от неё по прошествии времени не отказались, что доказывает правильность данного подхода,“ подчёркивает пресс-секретарь автомотоклуба Игор Сирота. Баллы, помимо чехов, получают также водители в Польше, Венгрии, Словении, Великобритании, Испании, Австрии, Германии или Ирландии. В Люксембурге эта система действует лишь в отношении начинающих шоферов.
Административные органы Чехии за истекшую пятилетку, используя балльную систему, рассмотрели 3,25 миллиона правонарушений. В настоящий момент, ввиду наличия на счету 12 баллов, на дороги запрещено выезжать более, чем 30 тысячам водителей, у которых изъяты права. Большая их часть – жители Устецкого и Моравско-Силезского краёв. Более 650 тысяч шоферов имеют на своём счету хотя бы один штрафной балл. В среднем речь идёт о каждом десятом из зарегистрированных в Чехии водителей, имеющих на руках права. В 2011 году принято долго готовившееся дополнение к данному закону, корректирующее „балльную“ систему с точки зрения практики. Главные изменения вступят в действие с 1 августа; например, снижается (с 44 до 27) количество правонарушений, оцениваемых согласно балльной шкале.
Пятилетке качества движения – водительскую гарантию!
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
ДТП под влиянием алкоголя |
9906 |
10311 |
10580 |
9425 |
9734 |
9502 |
8133 |
8815 |
7252 |
5727 |
5001 |
Количество жертв ДТП |
1336 |
1219 |
1314 |
1319 |
1215 |
1127 |
956 |
1123 |
992 |
832 |
763 |