Специалисты звонят во все колокола: в Чехию начинают массово поступать краденные автомобили из Словакии с переваренными идентификационными знаками (прежде всего — VIN-кодами). Эти штуки находятся в передней части кузова и на двигателе; любитель в большинстве случаев не способен такие тонкости распознать. А потом уж достаточно напороться на полицейскую дорожную проверку, которая факт мошенничества выявит, конфискует машину, а водитель будет вынужден идти домой пешком… Лицу, которое машину выдало или же у которого она была изъята, выдаётся письменное подтверждение или же непосредственно копия протокола. Вот такая грустная перспектива.
„С 2005 года в Словакии введена система контроля оригинальности (подлинности) машин (сокращённо — KO). Но мы выяснили, что через его сито проходит немалое количество дефектных автомобилей. Таким образом, новые владельцы не имеют никакой уверенности в том, что их машина не является продуктом преступной деятельности, и потому могут её в случае полицейского контроля потерять, причём без права на возмещение ущерба,“ предупреждает компания Cebia, специализирующаяся на проверках происхождения автомобилей. „Когда числа VIN-кода перебиты чеканочным штампом, вырезаны из другой машины и приварены, то это при ближайшем рассмотрении очевидно, а полицейский во время обычной проверки может этот факт заметить,“ подтверждает печальный факт и главный комиссар полицей-президиума Чехии Ян Мелша.
В случае более тонкого мошенничества, когда полиция лишь подозревает, что дело нечисто, необходимо провести идентификацию в специальном криминастическом центре. „На каждой машине есть несколько VIN-кодов. Некоторые из них видимы невооружённым глазом; иные же автозаводы размещают скрыто именно ввиду возможной кражи автомобиля и необходимости провести позже идентификацию. Её можно осуществить и согласно иным приметам, например, по специфическому оснащению машины или ремонту конкретного автомобиля,“ поясняет пан Мелша. В том случае, если полицейские обнаруживают, что проверяемая машина имеет что-то общее с преступной деятельностью, они могут его конфисковать.
Реальный пример: чешская семья в Словакии купила Volkswagen Multivan; пресловутый контроль оригинальности в Словакии не вскрыл никаких проблем, но при первом же визите в чешский авторизированный сервис машину конфисковали ввиду того, что в ней обнаружили идентификационные знаки авто, украденного в Германии. За последний год только компания Cebia занималась восемью подобными случаями с машинами, которые прошли контролем оригинальности с позитивным результатом, хотя на самом деле идентификаторы машин были изменены. Чаще всего речь идёт о марках BMW (X5 и X6) или „мерседес“. Но в сети фирмы Cebia попал и подделанный Renault стоимостью в 200 тысяч крон.
За страх, но не за совесть
Кроме того, печати несерьёзного словацкого KO используются и для иных мошеннических действий. Вот стандартная схема. „Палёная“ машина, получившая „добро“ по линии KO, страхуется; через несколько месяцев подаётся заявление о том, что она украдена. Страхкомпания оплачивает полис, ни сном, ни духом не ведая, что застраховала украденную машину, которая ничего не стоит. „Ежегодно выявляем несколько десятков автомобилей с подозрительными идентификационными знаками. Как правило, это происходит после аварии. Специально нацеливаемся при этом на машины, импортированные из Польши или Словакии,“ подтверждает наличие проблемы Милан Каня из страхкомпании Kooperativа. К сожалению, не существует никакого центрального банка данных, в рамках которого страховые компании взаимно обменивались бы сведениями о подозрительных машинах. Дело в том, что человек, которому в одной фирме отказали застраховать его автомобиль, недоверчиво отнесясь к истории его происхождения, элементарно может попробовать сделать то же самое в другой компании.
Согласно мнению профессионалов, до трети бэушных машин в Чехии имеет „недобросовестное“ происхождение. Налажен целый конвейер, на котором без малейших угрызений совести свариваются воедино агрегаты машин украденных и разбитых в серьёзных авариях. Мошенники наловчились при этом делать весьма презентабельные авто; однако в действительности это — лакированные „гробы на колёсах“, которые при авариях даже на относительно низкой скорости распадаются надвое, словно игрушечные… Этому способствует общая практика обращения с машинами, побывавшими в ДТП. Автосвалки совершенно открыто предлагают на продажу заранее разрезанные кузовы; страхкомпании, вместо того, чтобы отдать развалюхи, пришедшие в негодность после тотальных аварий, в руки экологическим ликвидаторам, снова выставляют их на аукцион, чтобы снизить размеры своего ущерба. Стоит ли удивляться, что последующие незаконные манипуляции с автомобилями и „фокусы“ с размещением VIN-кодов остаются ненаказуемыми?
Направление – на Восток
Чехия занимает в Европе передовые позиции в качестве рынка сбыта краденых автомобилей (в том числе – из соседних стран). Страна также имеет реноме перевалочного пункта для экспорта подобного товара далее на Украину и в страны бывшего СССР. „Мы – прежде всего, транзитная страна для машин, „отчуждённых“ на западе Европы и направляющихся на восток,“ подтверждает прописную истину главный комиссар Мелша. Чрезвычайно выросло число выходящих за рамки страны краж автомобилей на заказ. 70 процентов украденных машин демонтируется. Из этого часть используется на запчасти, часть – для монтажа новых автомобилей. Примерно 20 процентов машин (как правило, класса люкс) идут за границу. Преступники часто арендуют промышленные объекты, бывшие имения прежде всего в небольших населённых пунктах; сюда они привозят украденные машины и прячут их до тех пор, пока не легализируют их или же не разберут на запчасти.
Непосредственно в Чехии с января 2011 года было украдено уже более 4600 автомобилей общей стоимостью свыше 668 миллионов крон. Похищение машины в Чехии в среднем происходит каждые 40 минут. Статистически больше всего крадут „шкодовки“ и VW; далее в „крими-рейтинге“ следуют автомобили компаний Ford, Renault и Peugeot.