Чехия глазами иностранцев

 Как обстоит дело с представлениями относительно Чешской Республики за её границами? Обладают ли там знаниями о жизни в благословенной Богемии хотя бы на уровне самой важной и существенной информации? Такими вопросами задались авторы исследования, проведённого в декабре 2010 года компанией STEM/MARK по заказу государственного агентства CzechTourism.

Целью мониторинга было выяснить и описать восприятие Чешской Республики со стороны иностранцев, имидж и характеристики страны, а также оценить степень успешности рекламной кампании агентства CzechTourism за рубежом, которая там была организована с подключением таких подручных средств, как телевидение, биллборды и интернет.

Опрашивающая сторона обратилась с серией вопросов к 4500 респондентам в Германии, Польше, Великобритании и Италии. Оказалось, что больше всего внимания обратили на вышеупомянутую рекламную кампанию итальянцы (17 процентов опрошенных) и поляки (16 процентов). В Германии заметили наличие элементов чешской «самораскрутки» 10 процентов респондентов, а в Великобритании — и того меньше, только 8 процентов.

Как бы то ни было, специалисты по чешскому туризму надеются, что добытые в результате исследования новые сведения, рекомендации и предложения будут использованы для повышения привлекательности страны в глазах потенциальных европейских туристов. Например, выяснилось, что в Италии знают чехов, как облупленных, прежде всего в северных регионах страны. Здешние обитатели владеют о ЧР наиболее серьёзной и глубокой информацией. А вот на юге того же государства сила внятных представлений о Чехии явно идёт на спад. В целом же итальянцы (согласно данным исследования — известные сибариты и бонвиваны, обожающие светский образ жизни и с удовольствием вкушающие радости бытия с широкой улыбкой на лице) за рубежом рыщут в поисках новых впечатлений — ка эмоциональных, так и гурманские. Трудно сказать, находят ли они искомое в полной мере на чешской земле; в любом случае, они чаще всего рекомендовали чехам «больше смеяться».

Интересно, что жители Великобритании имеют о Чешской Республике самое минимальное представление. Некоторые англичане даже усомнились в том, является ли она членом Евросоюза. Иные же респонденты даже всерьёз возомнили, что Чехия является… государством, имеющим выход к морю. А те, кто продемонстрировал хотя бы знание столицы Чехии, неразрывно связывают Прагу прежде всего с возможностью достаточно бурных и буйных развлечений — преимущественно в критический момент расставания с мужской  свободой. Напротив, очень хороший уровень знаний о Чешской Республике показало исследование в Польше, где респонденты чаще всего вспоминали о Праге и знаменитых лыжных ареалах, неплохо ориентируясь в деталях того, что чехи могут туристу предложить.

Кстати, из всех изученных в рамках исследования стран наибольшими предрассудками по отношению к Чехии страдают обитатели Германии. Они считают Чехию бедной, посткоммунистической или даже развивающейся страной; в их глазах ЧР за последние 20 лет существенно не изменилась. Сознание немцев автоматически выдаёт накрепко засевшую в мозгу информацию о знаменитых своей вороватостью чешских таксистах или же о нехорошей репутации Вацлавской площади. Характерно, что «тевтоны» часто основывают свои нелицеприятные выводы лишь на мимолётных визитах приграничных районов Чехии.