Базилика святого Якова

Любовь Полевая представляет нашим читателям свою недавно вышедшую книгу, посвященную пражской базилике святого Якова.


 
«Базилика святого Якова в Старом Городе – место невероятной энергетики. Наслаждаясь звуками самого старого в Праге органа, я подолгу засиживалась в костеле, разглядывая оконные витражи, монументальные потолочные фрески и богатое убранство. Мое искреннее любопытство привлекло внимание настоятеля; он подошёл с вопросом, не нуждаюсь ли я в его помощи; завязался разговор. Так мне посчастливилось прочесть очередную главу в древнем манускрипте под названием «Сокровищница Праги»: базилика святого Якова приоткрыла двери в таинства своей судьбы. О перипетиях монастыря миноритов поведали стены ризницы, спрятанной от глаз прихожан; залитый солнцем садик во внутреннем дворе; росписи сводов в трапезной и пожелтевшие страницы старинных книг из запасников монастырской библиотеки. Эксклюзивных материалов собралось так много, что мне захотелось поделиться ими с людьми, глубоко интересующимися достопримечательностями Праги и ее многогранной историей. Надеюсь, что читатели почерпнут из этой книги не только занимательные фактологические детали, но и ощутят магическую силу города, в который хочется возвращаться вновь и вновь.»


Авторское учебное пособие для гидов «Базилика святого Якова» появилось на свет в результате совместной работы автора проекта Любови Полевой (дипло­ми­рован­ного гида, руководителя компании VIP GID.cz), менеджера Эмиля Касимова, фотографа Игоря Маринко, историка Эмилии Пикешовой. Свою искреннюю благодарность автор высказывает монахам брату Вацлаву и брату Бонавентуре.

История монастырского костёла святого Иакова Зеведеева (чеш. Якуба Большего) начинается во время правления короля Вацлава I в 1230‑53 годах. Однако происхождение названия отсылает нас ко временам короля Пржемысла Отакара I, отца Вацлава I. Считается, что во времена его правления в Прагу попали христианские реликвии, среди которых были мощи апостола Иакова Заведеева (или как его ещё называют – Иаков Больший, Иаков Старший), поэтому Пржемысл Отакар I заложил здесь костел в честь одного из апостолов Христа.

В 1232 году Вацлав I пригласил в собор св. Иакова миноритов из города Майнц. Минориты (они же францисканцы) – это католический нищенствующий монашеский орден, основанный святым Франциском Азисским близ Сполето в 1208 году, с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему. Почти сразу после создания орден францисканцев разделился на две ветви: последователи одной приняли жизнь в монастырях и стали монахами, назвав себя миноритами («меньшими братьями»); вторая же ветвь отвергла образ жизни монахов и выбрала путь отшельников.

По правилам того времени, монахи получали недостроенный комплекс зданий, где можно было жить, но должны были сами достраивать и благоустраивать его по своему усмотрению.

В связи с тем, что монастырский костел необходимо было достроить, он был освящен только в 1244 году. Примечательно, что св. Иаков не относился к святым, почитаемым миноритами, однако освещение костела в честь именно этого апостола было сохранено. После этого почти 70 лет о жизни в монастыре не было никаких записей и сведений.

В 1311 году появилась новая запись. Это было свидетельство о коронационном угощении – трапезе по случаю свадьбы королевской четы Яна Люксембургского и Элишки Пржемысловны.

 
Пражский Град тогда находился в развалинах, а выгода костела св. Якуба состояла в том, что он возвышался над городом. В этот период времени 30‑метровое строение считалось самым высоким из подобных зданий.


После знаменитого пожара 1316 года, сильно повредившего здание, королевская чета Яна и Элишки взяла под личный контроль восстановление костела. Его первоначальный облик восстанавливали по раскопкам готического периода. Для строительства и отделки храма использовалось множество материалов, нетипичных для современных технологий: точильные камни, скипидар, пчелиный воск, льняное масло.

В 1374 году состоялось торжественное освещение храма архиепископом Пражским в присутствии государя Карла IV; в то время храм был более значимым, чем храм св. Вита. Четыре года спустя здесь же, на роскошном катафалке и в зареве 500 свечей, было выставлено для прощания тело усопшего императора Карла IV. Подданные королевства позже приходили в храм отдать последнюю дань уважения дочери Карла IV, Катержине Люксембургской (1386), супруге Вацлава IV Иоганне Баварской (1387), королю Максимилиану II (1577).

В течение нескольких веков патронами храма были столичные мясники, чьи лавки находились неподалеку. В 1611 году они же защищали костел от обезумевшей толпы людей, искавших там спрятавшихся солдат из Пассау (речь шла о конфликте между братьями-императорами Рудольфом и Маттиасом; немецкое войско было протестанским и разрушало храмы). Защитники костела вывесили табличку с предупреждением: «Кто обидит миноритов, меньших братьев, тот будет рассечен топором!». В крипте храма до сих пор находятся захоронения отважных мясников.

В 1689 году пожар нанес храму сильные повреждения. После капитального ремонта, в 1702 году здесь установили прекрасный орган, который радует прихожан своим звучанием до сих пор.

В 1784 году монастырь был закрыт по декрету императора Иосифа II. Несколько десятков лет, исключительно благодаря участливому отношению населения, монастырь поддерживался в приемлемом состоянии, но все равно постепенно ветшал. Лишь в 1938 году было начато его восстановление, а 10 ноября 1940 года храм был торжественно открыт.

В 1974 году Папа Римский присвоил храму статус «Малой базилики» (Basilica minor).
 

 

Полностью статью читайте в журнале «ЧЕХИЯ–панорама» №79(3) / 2021