С должника и взятки гладки

 Число экзекуций в Чехии год от года прибывает; эта юридическая забава постепенно становится настоящим национальным спортом. В то время, как ещё в 2005 году по республике были в целом даны распоряжения о проведении менее 260 тысяч подобных малоприятных мероприятий, в прошлом году их, по данным Минюста ЧР, было уже более 0,7 миллиона. Казалось бы, добропорядочные кредиторы должны ликовать, а их антагонисты-должники — трепетать. Однако не тут-то было. По сведениям самих экзекуторов, успешность их деятельности наглядно ухудшается. У хронических должников уже фактически нечего брать; одновременно растёт их агрессивность.

 Только один департамент города Пршеров (кстати, один из крупнейших в стране, со штатом в 150 работников) исполнил в 2010 году почти 55 тысяч экзекуций. При этом ещё в 2009 году пршеровские жрецы финансовой Немезиды заносили меч конфискаций над головами всего лишь 37 тысяч объектов экзекуций. А сейчас в департаменте некогда в столовую за бутербродами сгонять: на рабочие столы ежедневно ложатся 200-300 новых дел. Большой рост наблюдается в сфере так называемых мобилиарных экзекуций, когда налагается арест на движимое имущество непосредственно по месту жительства должника. За 2010 год только исполнители пршеровского департамента провели 16 645 таких «оперативных рейдов», что на 60 процентов больше, чем годом ранее.

Казалось бы — экзекутируй да радуйся. Но не тут-то было. „Несмотря на рост количества выданных ордеров на целую треть, снижается взимаемость долгов, потому что общее количество повышается прежде всего за счёт хронических должников,“ заявил директор Экзекуторского департамента Пршеров Роберт Рунтак. Эти должники-рецидивисты представляют собой жгучую проблему: должны они, как правило, целому ряду кредиторов, но официально не располагают никаким имуществом. Кроме того, они часто скрываются, не работают, а постоянное местожительство у них указано… по адресу местных муниципалитетов. Так что взять с них действительно нечего, кроме разве что анализов, да и то вряд ли…

Брак по расчёту и расчёт вне брака

Во всех этих экзекуционных страстях есть несколько пикантных матримониальных деталей. Дело в том, что должники, обременённые невыполненными финансовыми обязательствами, возникшими на основе сомнительного предпринимательства, для избежания ответственности используют самые разные трюки, к числу которых относятся даже… браки по расчёту. Экзекуторы всё чаще на практике сталкиваются с тем, что неженатый субъект, нахватавший миллионных долгов, что шелудивый пёс — блох, быстренько вступает в брак — и с этого момента кредиторам его уже не достать, поскольку долги возникли до того, как супружеские узы связали хитреца по рукам и ногам. По словам экзекуторов, практически невозможно наложить лапу на имущество такого должника.

Но у этой медали есть и другая сторона, которая не менее болезненно бьёт всё по тем же порядочным гражданам. Многие люди не знают, что долги, возникшие уже в браке, можно вымогать и у супруга должника, причём даже если они уже разведены или разводятся. При этом возможные добрачные договоры, ясно разграничивающие имущество обеих сторон, по мнению юристов и Минюста, в таких случаях далеко не обязательно способны защитить имущество невинного экс-супруга. "Имущество, которое муж и жена приобрели за время нахождения в браке, считается их совместным добром, если не доказано обратное. Договоры об определении личного и совместного имущества супругов в процессе экзекуции во внимание не принимаются," подтверждает чешский Минюст.

Количество экзекуционных ордеров в ЧР

2010 — 701900

2009 — 678049

2008 — 571682

2007 — 440192

2006 — 333166

2005 — 258253

2004 — 208225

2003 — 116326

Источник: Mинюст ЧР