Начальник, это – беспредел

 Многие чешские водители в последнее время всё чаще жалуются на то, что полицейские часто действуют неадекватно. Об этом шла речь на недавней пресс-конференции "Водитель против полиции", где прозвучала информация, которая для шофёров является весьма важной и существенной.

„Каждый день нам звонят люди, у которых незаконно были изъяты водительские права,“ заявил директор компании Bruna Agency Станислав Шип. Упомянутое юридическое агентство безопасности, помимо всего прочего, помогает водителям решать конфликтные ситуации с полицейскими. По словам пана Шипа, его компания не защищает дерзких „дорожных пиратов“, но водителей, в отношении которых полиция действовала несоразмерно закону и ситуации.

Часто полицейский следующее: полицейский водителю говорит, что у него не будут вычтены баллы, но он заплатит на месте штраф, к примеру, в размере 200 крон. „Это случится, скажем, два-три раза в год, а потом вдруг муниципалитет сообщает водителю, что он потерял 12 баллов, то есть, должен распрощаться с водительским удостоверением,“ прокомментировал проблему г-н Шип.

Как водитель может избежать такой неприятной ситуации? Необходимо, чтобы шофёр потребовал от полиции протокол о проведении соответствующего правового акта. Даже если полицейские будут сопротивляться и ссылаться на свою чрезвычайную занятость, водитель уступать не должен, потому что полиция обязана протокол составить. Дело в том, что часто происходит следующее: написанное в отрывных штрафных талонах не разобрать, почерк у полицейских сродни врачебному, а потому при дальнейших жалобах эти документы нельзя использовать, чтобы докопаться до правды. Кроме того, большинство водителей ни сном, ни духом не ведают, что именно подписали, потому что весьма слабо разбираются в параграфах закона.

Помимо того, водитель может на месте опротестовать – не то, что он действительно и очевидно в рамках дорожного движения совершил, но порядок действий полиции. По мнению пана Шипа, система должна быть изменена в той части, что перед взиманием каждого штрафа на месте, „не отходя от кассы“, полицейские должны были бы информацию о происшедшем на глазах у водителя занести в электронный формуляр. Водители также должны обращать внимание на то, какая именно полиция их останавливает и наказывает. Дело в том, что право на это имеют в подавляющем большинстве случаев лишь сотрудники государственной, а не муниципальной полиции. Так называемая городская полиция может по закону штрафовать лишь в крайне ограниченном количестве случаев: в основном — когда автомобиль нарушает запрет на въезд. Однако, например, в Градце Краловэ местные муниципальные стражники истолковали свои права в расширительном направлении: издали собственную инструкцию, согласно которой запретом на въезд считается и то, что автомобиль едет на перекрёстке на красный сигнал светофора. Но по закону таких полномочий у них нет.

Психолог Диана Корженова рассказала о личном негативном опыте общения с городскими „ментами“: когда её друг, припарковав автомобиль на платной стоянке, на пару минут просрочил время заплаченной парковки, то фирма, нанятая городской полицией, его машину незамедлительно „эвакуировала“. Между тем, по мнению юристов, полицейские имели бы на то право только в том случае, если бы припаркованное авто мешало проезжать иным машинам, что на платной стоянке невозможно. Тут есть один немаловажный нюанс: государственная полиция имеет более широкие права и полномочия, в том числе, и потому, что её сотрудники проходят через сито жёстких психологических тестов, которые экзаменуют их и на предмет того, как они умеют обращаться с людьми, а вот муниципальных полисменов никаким тестам не подвергают.