Без преувеличения можно утверждать, что Чехия и Прага имеют мировой эксклюзив на кубистический стиль в архитектуре. Дизайнер и архитектор Павел Янак, чье 140‑летие отмечается в нынешнем году, был первым, кто теоретически сформулировал его основные принципы и оставил щедрое практическое наследие, интерес к которому гарантированно будет востребован будущими поколениями.
Коренной пражанин Павел Янак (1882‑1956) получил прекрасное образование: одновременно учился в двух лучших технических заведениях, у двух авторитетнейших профессоров Праги. В Чешском техническом университете (нынешнем ČVUT) — у профессора, члена Королевского Богемского научного общества Йозефа Шульца (он спроектировал здание Национального музея на Вацлавской площади столицы); при этом он факультативно посещал в Немецком Техническом университете лекции Йозефа Зитека, крупнейшего чешского архитектора, члена Венской Академии изящных искусств (среди его работ – здание Национального театра в Праге, Мельничная колоннада в Карловых Варах). Шульц был учеником и коллегой Зитека (они вместе работали над проектом Рудольфинума в Праге); преемственность традиций старой школы, таким образом, передавалась молодым студентам.
Для всех амбициозных чехов того времени необходимым пунктом образовательного процесса была Вена: диплом из столицы империи давал шансы заполучить престижную и хорошо оплачиваемую работу в куда более провинциальной Праге. Решение Павла ехать в Вену было продиктовано именно этим.
Преподавателем Янака в Венской академии изобразительных искусств был не кто иной, как Отто Вагнер – основоположник Венского сецессиона и учитель практически всех талантливых студентов из Чехии, ставших впоследствии знаменитыми. Так сложилось, что «вагнеровцы» составили основной костяк чешской творческой элиты в области архитектуры и дизайна начала века. Атмосфера художественной Вены того времени, наэлектризованная прогрессивными мыслями и бурлящая передовыми идеями, сформировала Янака как личность в искусстве. По его словам, все дальнейшее творчество стало воплощением задуманного в студенческой юности. Главное, что перенял Павел у своих учителей, – открытость новаторским решениям и небоязнь экспериментировать.
Поездив по Европе и даже получив поощрительную стипендию для посещения Италии, Павел Янак с воодушевлением принял предложение о сотрудничестве от земляка и старшего товарища по Венской академии Яна Котеры (о творчестве Я.Котеры читайте в нашем журнале №80/2021 – примечание редакции). Их большая совместная работа – строительство павильонов на Юбилейной выставке торгово-промышленной палаты в 1908 году на столичном Выставиште, увы, была единственной. Поговаривают, что архитекторы «не сошлись характерами», попросту говоря, были слишком амбициозными, чтобы работать в одной упряжке.
Янак стремился попробовать свои силы в различных областях, поэтому в 1909 году он с интересом включается в работу отдела мостостроения пражского строительного управления. В качестве архитектора-контрактника он участвует в возведении Главкова моста (Hlávkův most — расположен между мостом Штефаника и железнодорожным виадуком Негрелли). Считается, что именно в это время Янак переосмысливает некоторые постулаты чешского модернизма и подробно излагает свое видение в статье «От современной архитектуры – к архитектуре» (1910 г.), где, в том числе, утверждает, что строительные материалы и конструкции чрезмерно довлеют над характером будущего обьекта. К мостостроению Янак вернется ещё раз, почти 20 лет спустя – участвуя в возведении Либеньского моста (Libeňský most) через Влтаву. По утверждению специалистов, сооружение являет собой «отличный пример простого, но очень эффективного архитектурного решения высочайшего качества»; оно считается единственным в мире мостом в кубистическом стиле.
Бытовой дизайн увлекал Павла Янака не меньше, чем крупные формы. В 1912 году он совместно с Йозефом Гочаром и Вратиславом Гоффманом основал знаменитые «Пражские мастерские». Необходимость в них возникла, в том числе, потому, что изготовление кубистической мебели требовало определенных навыков, нетипичных для существующих стандартов производства. Цвет декоративных предметов в стиле кубизма был второстепенной составляющей; первичной для них являлась форма: острые, динамичные и изломленные грани, как у природного кристалла, смотрелись дерзко и своенравно.
…