Шли последние месяцы 18‑го века; Европу лихорадило от политических и военных конфликтов, в которые была вовлечена и Российская империя, связанная союзническими обязательствами. Территорию Чехии Война второй коалиции (1798‑1802 гг.) не затронула, но весть о «русском штыке, прорвавшемся сквозь Альпы», сюда докатилась. Автором этого меткого выражения и исполнителем упомянутого «прорыва» был легендарный герой победоносных сражений на европейском театре военных действий – генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, кавалер всех российских орденов своего времени, граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский (1730‑1800). После беспрецедентного по сложности Швейцарского похода император Павел I отдал приказ армии Суворова возвращаться в Россию; путь проходил через Богемию. В чешскую столицу Александр Васильевич въезжал уже в звании генералиссимуса.
Для провинциальной Праги приезд военачальника такого ранга стал большим событием. 20 декабря 1799 года Суворов с небольшой частью войск въехал в столицу королевства, где его встретили с достойными почестями. Штаб полководца расквартировали в Верниеровском дворце (нынешний Славянский дом На Пршикопе), а значительная часть армии остановилась под Прагой, в окрестностях замка Шкворец. Самого высокого гостя и его сына Аркадия поселили в доме барона Якуба Виммера. Нынешний адрес дома – Народни тршида (Národní třida) 38, а тогда проспект назывался Новые аллеи. 45‑летний полковник Виммер, щедрый меценат и богатый землевладелец, входил в круг чешской элиты, близкой к императору. Австрийцы не скрывали крайней заинтересованности в сохранении союза с Россией, поэтому Праге было приказано обеспечить максимально комфортное пребывание русским военным.
У ворот виммеровского дома на время пребывания генералиссимуса был выставлен круглосуточный караул; о каждом выходе Суворова в город и возвращении в резиденцию горожане оповещались барабанной дробью и звуком фанфар. После изматывающего похода Александр Васильевич чувствовал себя неважно, но культурной программой, приготовленной пражанами, не пренебрегал. Уже через два дня после приезда граф Рымникский посетил Сословный театр (Stavovské divadlo); туда съехались все сливки столичного общества, которые устроили Суворову овации, растрогавшие Александра Васильевича до слез.
Великолепный бал в честь своего наставника блестяще организовал генерал-майор Петр Багратион, будущий герой Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Князь выбрал для мероприятия знаменитый отель «В купальнях» (V Laznich) на Малой Стране и специально для бала заказал огромное декорационное полотно, на котором художник чешского Национального театра Йозеф Бржезина изобразил самые знаменитые битвы, выигранные Суворовым. Багратион просил генералиссимуса принять картину в качестве подарка, но скромный и дипломатичный Александр Васильевич тут же «передарил» её хозяину отеля со словами благодарности за радушный приём.
Бал графа Михаила Милорадовича состоялся накануне отъезда Суворова из Праги, 25 января 1880 года; проходил он в отеле «У Золотого единорога» (U Zlatého jednorožce) на улице Лазеньска (Lázeňská), в доме 285/11. В свое время здесь останавливался композитор Людвиг ван Бетховен.
Все вышеперечисленные факты о пребывании А. В. Суворова имеют документальные свидетельства, а многочисленные легенды о русском полководце – продукт народного фольклора. Так, одна из баек гласит, будто, прогуливаясь в компании штабных генералов по улице Гусова, Суворов принял одетого в черный плащ «сладека» (человека, варящего пиво) за священника и кинулся целовать ему руку, чем до полусмерти напугал мужчину. Историю эту в своем дневнике описал некий пражский доктор, якобы ставший свидетелем конфуза, однако никто из сопровождавших генералиссимуса людей достоверность этого случая не подтверждал.
Самая популярная выдумка о Суворове связана с любимыми чешскими мифическими существами – привидениями. Как и в каждом порядочном столичном доме, во дворце Виммера водилось привидение: оно расхаживало по коридорам и люто выло под дверью апартаментов генералиссимуса, нарушая его и без того плохой сон. И, дескать, испугавшись призрака, Суворов сбежал из дома на второй день. На самом деле прожил Александр Васильевич на Новых аллеях все два месяца и выдвинулся в Россию по плану — 25 января 1800 года.
Авторов-сочинителей этой небылицы можно понять: уж очень хотелось хотя бы в примитивной сказке испугать отважного военачальника, ведь в реальной жизни победить Суворова у них не было никаких шансов.
…