Чешский нацизм

 «Не отбирайте у неонацистов свободу слова», призывает вице-канцлер Пражского Града Петр Гайек. Тот самый, который чуть раньше возмутился, обвинив в давлении на суд чешское ТВ (последнее организовало прямой эфир из зала суда над поджигателями дома цыганской семьи в Виткове, оттранслировав, в том числе, и последнее слово обвиняемых) и приравняв нынешний суд к коммунистическим политическим процессам 50-х годов.

Публицист Петр Гайек — фигура в Чехии весьма известная; он считается одним из ближайших сотрудников президента Вацлава Клауса, политика весьма осторожного и сдержанного в своих оценках. Тем более удивительно, что Гайек вдруг вступился за столь одиозную часть общества, как чешские неонацисты. Видимо, ему не дают покоя лавры французского просветителя Вольтера, которому приписывают знаменитую фразу: „Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать“. «Это плохо, когда правые экстремисты не могут говорить то, что думают. Демократия от этого дряхлет и хиреет; она становится лишь убогой карикатурой на самое себя,» заявил Гайек. Неплохо сказано, не правда ли? И старик Вольтер, пожалуй, от зависти мог бы перевернуться в гробу.

„Плывут пароходы – привет нацистам“?

Из-за чего сыр-бор? "Свобода слова, мнения и политического убеждения существует лишь для тех, которые имеют «правильные» взгляды и убеждения," пишет Гайек в комментарии для сервера ParlamentniListy.cz. Таким образом он реагирует на судебный процесс против главных персонажей чешской неонацистской сцены — Патрика Вондрака (бывшего председателя пражской организации распущенной Рабочей партии (DS), одного из основателей общественного объединения „Молодые национальные демократы“, которое пыталось 10 ноября 2007 года, в годовщину печально знаменитой „Хрустальной ночи“, организовать марш правых радикалов по пражскому Еврейскому городу), Михаэлы Дуповой (руководителя женского неонацистского движения Resistance Women Unity), экс-председателя краевой организации DS на Высочине Милана Гроха, Рихарда Ланга, Филипа Вавры (пригласившего в Чехию бывшего вождя Ку-клукс-клана Дэйвида Дюка), кандидата от DS на выборах в Европарламент Петра Фрича, Даниэла Завадила и Мартина Вацлавека. Все они обвиняются в поддержке и пропаганде движений, направленных на подавление прав и свобод человека. По мнению прокурора Здэньки Галковой, они участвовали в расклеивании листовок неонацистского «Национального сопротивления», организации демонстрации в честь погибших солдат вермахта, а также в проведении акции памяти членов SS и концерта в жанре white power music. Поскольку обвиняемые, как говорится в обвинительном заключении, совершали уголовные преступления организованной группой, а также с помощью средств массовой информации, им грозит от 3 до 8 лет лишения свободы.

Вице-канцлер Пражского Града обратил внимание на то, что Дупова и Вондрак не имеют права на справедливый процесс. Например, он критикует суд за то, что тот отказался освободить «сидельцев» из-под стражи. Гайеку также не нравится, что Конституционный суд не удовлетворил жалобу адвокатов неонацистов на отсутствие возможности использовать несмонтированную версию полицейской «прослушки» телефонных разговоров юных наци.

Отголоски «Майн кампфа»

"Как же так, что солисты знаменитой андерграундовой группы The Plastic People of the Universe (по-народному — «Пластики»), Ян Румл и другие бывшие героические "диссиденты" времён несвободы не устраивают демонстрации в поддержку свободы слова? Почему Вацлав Гавел не пишет новое  "Я обвиняю!", подражая реакции Эмиля Золя на аферу Дрейфуса?" вопрошает Гайек. По его мнению, так происходит потому, что это — политический процесс над носителями взглядов и мыслей, которые упомянутым людям чужды.

Гайек оговаривается: ему лично идеи неонацизма не близки; но он не хочет лишать экстремистов права на публичное выражение своих мыслей. "Концерты и песни «Пластиков» мне тоже не нравились. Но процессы против них я относил к числу уродливых проявлений большевистской юстиции," пишет президентский вице-канцлер. По его словам, сегодня снова идёт охота на распространителей недозволенных взглядов, типичная для времён коммунизма. Юстиция, по его словам, не является независимой и "преданно исполняет социальный заказ медиальных элит".

Гайек упоминает при этом и "катастрофический ход" процесса против «поджигателей из Виткова». Ещё в начале октября вице-канцлер весьма возмущённо прошёлся по поводу Чешского телевидения: ему не понравилось, что общественное телеСМИ в прямом эфире передавало заключительные выступления на процессе против четверых обвиняемых в поджоге дома в Виткове, при котором пострадала цыганская семья (в частности, наиболее обширные ожоги получила маленькая девочка Наталка). По мнению Гайека, это – очевидные давление и лобовая атака на независимость суда: "Вся эта история с поджигательством, разумеется, ужасная, и я никоим образом не хочу защищать обвиняемых, но истеричное информирование об этом деле – неприемлемо. По-моему, речь идёт о давлении и стремлении нарушить независимость суда. Каждый имеет право на справедливый процесс, а судьи не должны находиться под таким давлением со стороны СМИ. Форма информирования же об этом деле напоминает мне линч, подобный политическим процессам 50-х годов."

Честно говоря, логика Гайека непонятна: в одном случае плохо, что неонацистам слово предоставили, во втором – что не предоставили… Но это – частности. Чешское общество бьётся над решением этих непростых вопросов, как минимум, с начала нового тысячелетия, когда местный суд вынес обвинительный приговор в отношении издателя, опубликовавшего гитлеровский „катехизис“, книгу Адольфа Гитлера „Майн кампф“ без комментариев. Думаю, суд был прав. Сдаётся мне, что чехи ещё не готовы к такому „разгулу демократии“, когда на каждом углу будет безнаказанно стоять неонацист, откровенно призывающий поквитаться с „жидами и черномазыми“; боюсь, что не все будут безразлично проходить мимо. Боюсь, что найдутся желающие последовать призыву и „восстановить власть белого человека и арийца“, заодно разобравшись со всеми „осточертевшими инородцами“ в стране. Вот тогда уж будет поздно взывать к демократии. Игры с такими „спичками“ кончаются плохо. А Вольтер на том свете лишний раз посмеётся над слишком уж буквальным толкованием фразы, якобы произнесённой им во время дегустации молодого бургундского вина…