Самая страшная чешская авиакатастрофа

 Утром 30 октября 1975 года стюардесса Татьяна Рьявец продефилировала по проходу между креслами, чтобы убедиться, что все пассажиры пристегнули ремни безопасности. Было примерно 9.15; югославский самолёт с чехословацкими туристами готовился совершить посадку в Праге. Стюардесса, уселась в служебное кресло. Через некоторое время, когда до ожидаемого благополучного приземления в аэропорту Рузыне явно оставалось 10-15 минут, она почувствовала удар от столкновения самолёта с чем-то очень жёстким. «Мы коснулись чего-то левым крылом, а потом и фюзеляжем. Погас свет, взметнулось облако пыли; я почувствовала, что вокруг меня веером закручиваются куски металла… Больше я ничего не помню,» заявила госпожа Рьявец 13 ноября 1975 года, что и было занесено в полицейский протокол.

За две недели до того, как её допросили в одной из пражских больниц, самолёт югославских авиалиний в густом тумане врезался в скалу над Влтавой. При столкновении лайнер могучей силой выбросило по направлению к дачным домикам сухдольской колонии. Югославская стюардесса была одной из 43 человек, которые выжили после аварии.

Согласно официальным данным, во время этой крупнейшей авиационной трагедии на территории Чехии погибли 77 человек: отпускники, возвращавшиеся с отдыха в Югославии, и четыре члена экипажа. Жертв могло быть гораздо больше, если бы не рекордно быстрая реакция пражских службы спасения и «скорой помощи».

«Это была крупнейшая операция, в которой мне когда-либо довелось участвовать. Последнего раненого нам удалось вывезти с места аварии через 32 минуты после того, как наши диспетчеры приняли первый сигнал о несчастье,» говорит врач Здэнек Шварц, который руководил организацией медицинской помощи в Сухдоле. Сорок санитарных машин развезли по больницам 52 раненых; чаще всего речь шла о переломах и ушибах головы.

Следствие закончено, забудьте…

Полицейское дознание так и не вскрыло однозначную причину падения самолёта. Очевидно только одно: речь шла о роковой ошибке пилота Степьяна Маровича, который не выдержал данную ему центром управления полётами высоту движения и на полной скорости влетел в скалистый обрыв, на высоте 60 метров от поверхности реки. «Причины несоблюдения траектории полёта не удалось выяснить. Косвенно к аварии также могла привести низкая видимость в месте падения самолёта,» говорится в отчёте чехословацкого института криминалистики от 19 ноября 1975 года. Следователям не помог и найденный «чёрный ящик». Его записывающее устройство остановилось за 15 минут до аварии: плёнка в самописце была почему-то короче, нежели предписывалось тогдашними инструкциями… Специалисты, по крайней мере, исключили взрыв бомбы во время полёта, пожар на палубе, техническую неисправность и столкновение с иным предметом в воздухе.

После столкновения самолёт подскочил и сломал ветви близлежащих деревьев; его шасси зацепились сначала за каменную стену, а потом — за кирпичную дачу… В момент окончательного обрушения лайнера на землю обломки его разметало по садоводческим угодьям на участке длиной в 360 и шириной — в 30 метров. Семь дачных домов в результате аварии были полностью уничтожены, а ещё 10 существенно повреждены.

След страшной трагедии в пражском предместье Сухдол остался очень глубоким. Он живёт не только в памяти очевидцев, но и молодых людей, которым эта история известна, в основном, по рассказам старших. В хронике садоводческого товарищества, помимо информации о несчастье, имеются и фотографии уничтоженных дачных домиков, деревьев и садов. С их помощью можно найти и место, куда рухнули обломки самолёта. Но сегодня всё выглядит иначе: тут уже много новых домов и новых деревьев.

Никто из садоводов или жителей Сухдола тогда не погиб. Но, хотя была пятница и погода стояла отвратительная, безлюдной колония в тот раз отнюдь не была. «В вилле, стоящей в нескольких метрах от садовых участков, одна женщина приглядывала за однолетним ребёнком. На минутку она оттуда отлучилась. Именно в этот момент и произошла авария. Самолёт, к счастью, пролетел мимо дома, задев лишь гараж,» рассказывает пенсионерка Алена Рацкова, которая живёт в небольшом одноквартирном доме. Она вселилась в него за полгода до несчастья. Когда 35 лет назад, 30 октября она после обеда возвращалась с работы, всё здесь было окружено плотным кольцом военных и сотрудников полиции. «Из окна мы видели весь этот ужас, обломки и мёртвые тела. Из-за этого мы потом долго ещё не могли уснуть,» с содроганием рассказывает пани Рацкова. Но уже через неделю после аварии бульдозеры заровняли следы авиакатастрофы, и жизнь, как могла, пошла дальше своим чередом.

Хроника пикирующего авиалайнера

7.55 — вылет из черногорского аэропорта Тиват

9.00 — пересечение чехословацкой границы над радиомаяком Дешна

9.19 — экипаж воздушного судна в последний раз общался с центром управления полётами; лётчики доложили о снижении на высоту 550 метров

9.20 — 9.21 — очевидное время аварии

9.24 — первое сообщение о катастрофе, принятое подразделением пожарной охраны Праги

10.00 — последний раненый пассажир был вывезен с места аварии