Опера «Русалка» в Праге — дважды

В этом году исполнилось 120 лет со дня премьеры самой известной оперы Антонина Дворжака «Русалка» — великолепного произведения в стиле импрессионизма и символизма, которое было поставлено в оперных театрах по всему миру. Пражский Национальный театр представляет сразу две версии этого произведения.
 


 
Вдохновением для создания оперы «Русалка» послужил ряд произведений; либретто написал поэт Ярослав Квапил, очарованный датской природой, сказкой Андерсена «Русалочка» и «Ундиной» Фуке, а также балладами Карела Яромира Эрбена. Однако сутью сюжета остается традиционная славянская мифологии, где природные стихии находят воплощение в сказочных персонажах.

Изначально Квапил не решился предложить свое либретто Дворжаку, хотя был с ним лично знаком. Только после рекомендации нескольких друзей началось сотрудничество этих двух известных личностей.

Является ли «Русалка» сказкой? Конечно, ведь в ней присутствуют таинственные водяные и лесные существа, Баба-Яга, принц. Но это сказка импрессионистическая и символическая, скрывающая в сюжете много тайных смыслов. А еще это архетипический миф о взаимоотношениях человека и природы.

Антонину Дворжаку удалось мастерски передать все эмоции, которые предполагает трагическая история: грусть и меланхолию, вожделение, преданность и благородство. Наряду с благородством, диким вихрем танца, неизвестностью и ужасом, здесь присутствуют юмор и фольклорность, яркая национальная самобытность.

Трагедия добровольного перехода Русалки из мира стихий в мир людей усугубляется беззаветной любовью к Принцу. Вступительная сцена переносит зрителей на лесную поляну с озером, где появляются известные фольклорные фигуры, но мы смотрим на них с точки зрения их собственной перспективы. Хотя обычно Водяной часто представляется фигурой, символизирующей разрушительную и смертельную опасность воды, здесь он — мудрый и заботливый отец Русалки, нежный и добрый, предостерегающий дочь от греховности человеческих существ. Морская дева Русалка не имеет тела; о нем она мечтает, чтобы завоевать внимание и любовь Принца.
Баба‑Яга, мифическая фигура, существующая на границе человеческого мира и мира стихий, согласна помочь ей в этом, но при условии, что Русалка должна пожертвовать своим телом и голосом. Если же Русалке не удастся завоевать любовь Принца, она не останется ни в одном из миров, а будет вечно странствующей душой. Не случайно Бабу‑Ягу играет та же певица, которая исполняет партию Иноземной княжны, всецело завладевшей вниманием Принца; её образ символизирует деструктивную силу, которая навязывает миру стереотипный порядок. Ему‑то и попыталась противостоять Русалка, не смирившаяся с ролью водного существа.

 

 
«Русалка» в Праге имеет богатую историю. Еще до появления оперы Дворжака здесь исполнялась одноименная опера А. Даргомыжского по неоконченной поэме А. Пушкина. Но именно дворжаковское произведение стало легендарным: опера была поставлена в 14 версиях; начиная с 1901 года, ни один театральный сезон не обошелся без этого произведения в репертуаре! Имена певиц, воплотивших на сцене образы Русалки, таких, как Ружена Матурова, Милада Шубртова и Габриэла Белячкова, навсегда вошли в историю оперного искусства.

Сегодня в Праге демонстрируются постановки сразу двух «Русалок». В Государственной опере уже с ноября (5, 14, 21, 27 ноября в 19:00) можно увидеть традиционную и повествовательную версию чешского кинорежиссера Зденека Трошки, которая очарует своей сказочностью даже самых маленьких и консервативных зрителей. Концепция Йиржи Гержмана в историческом здании Национального театра совершенно иная; это качественный образец современного театра: минималистская сцена с помощью освещения создает особый символический мир, населенный множеством таинственных существ, в котором зритель переживает их самые сокровенные чувства и становится участником представления. Посмотреть его можно в Национальном театре: 20 октября в 19:00, 31 октября в 17.00, 20 декабря в 19.00, 30 декабря в 19.00.