Местные (они же – коммунальные) выборы в Чехии, по мнению ряда СМИ, принесли несколько ободряющих и греющих душу сообщений. Наряду с жёстким „нет“, высказанным в адрес локальных „крёстных отцов“, давно приручивших политиков, избиратели в массовом порядке отвергли и всяческих ксенофобов.
Надо сказать, что лозунги, направленные против меньшинств, наркоманов, бомжей или же мусульман, были в этом году неприятной предвыборной новинкой. Настолько жёсткую риторику в отношении вышеупомянутых категорий и чехи, и остальные жители страны уже давно не слышали; более того, на этот раз в её хоре зазвучали голоса не только политических маргиналов, но и деятелей крупнейших партий страны. Причём включая даже социал-демократов, для политики которых (по крайней мере, теоретически) помощь социально слабым и защита меньшинств всегда были краеугольным камнем. Политики вступили на эту скользкую стезю, по всему полагать, надеясь, что часть общества (чьи старые раны изрядно разбередил экономический кризис) будет искать мишень для выплеска „крика души“.
Но этого так и не случилось. Тотальное поражение потерпели преемники запрещённых „рабочих“: Рабочая партия социальной справедливости (РПСС) не получила ни одного места в коммунальных органах власти, ни одного депутата местного „совета“; мимо красла сенатора «как фанера над Парижем пролетел“ и глава РПСС Томаш Вандас. Партия Suverenita Яны Бобошиковой по республике с грехом пополам насобирала шесть десятков местных депутатов; но, к примеру, в Градце Краловэ, где её кандидаты изо всех сил пугали народ якобы имеющимися планами строительства мечети, эта политическая формация смогла убедить лишь 2% избирателей, что не позволило ей получить ни одного места в муниципалитете. Обещанная „земановцем“ Мирославом Шлоуфом „нулевая терпимость в отношении наркоманов“ смогла убедить менее, чем 0,8 процента пражан.
Да и социал-демократы особенно много-то не выжали из своих обещаний взяться за бомжей да наркоманов, или же из лозунгов о том, что не хотят „сожалеть о том, что у себя дома являются национальным большинством“ (как это сделали в городе Мост, явно направив указующе-взыскующий перст на цыган).
Были, разумеется, исключения из данного (воодушевляющего для нашего брата-иностранца) правила. Например, сенатор-расистка Лиана Яначкова, которая на Остравщине вышла-таки во второй тур выборов. Но и в этих случаях можно отыскать нечто позитивное. Против призыва премьер-министра Петра Нечаса, чтобы избиратели ODS во втором туре голосовали за „правых“ кандидатов, выступили даже тамошние гражданские демократы, которые не только заявили, что нельзя публично поддерживать «негодяев», но и призвали отдать голос за конкурента – социал-демократа. Последний (Антонин Машталирж), в конце концов, и победил в борьбе с пани Яначковой, скандально прославившейся тем, что в момент вынесения приговора преступникам, поджёгшим дом цыганской семьи в Виткове, раздавала избирателям листовки с весьма двусмысленным подарком – спичками…