«Московская готика» Виктора Пивоварова

В несуществующей уже стране под названием СССР его знал каждый ребенок, ведь именно Виктор Пивоваров в 1979 году разработал дизайн логотипа юмористического журнала для детей «Веселые картинки». Буквы-человечки (среди которых есть и чешский Гурвинек) стали визитной карточкой художника-иллюстратора Пивоварова, оформившего несколько десятков книг, по которым даже в наше мобильно-виртуальное время детишки учатся читать. Сказки Андерсена, стихи Чуковского, Дриза, Заходера, повесть «Черная курица, или Подземные жители» малыши впервые видят его глазами.
­

Для знатоков и любителей современного искусства Пивоваров – один из отцов-основателей «московского концептуализма». Вместе с Ильей Кабаковым в конце 60‑х – начале 70‑х годов придумали новый концептуальный жанр – альбомы, то есть, серии картин, в которых изображение неотделимо от текста.

Так случилось, что почти сорок лет Виктор Дмитриевич живет в Праге. Чешская пресса, с не свойственной ей в отношении восточных братьев-славян сентиментальностью, называет Пивоварова «наш любимый чешский «русак» («русак» — сленговая версия слова «русский»). Его картины находятся в постоянной экспозиции Чешской Национальной галереи. В разделе «иностранное искусство». Хотя сам Пивоваров считает это абсолютно правильным, ведь он говорит о себе: «Я – московский художник, живущий в Праге».

Рассказывать о жизни и творчестве Пивоварова в одной журнальной статье – дело безнадёжно провальное. Лучше всего он рассуждает о себе сам, в книгах «Влюбленный агент», «Серые тетради», «О любви слова и изображения». Правда, эти книги с момента издания уже являются раритетом: все тиражи вмиг разлетелись по домашним библиотекам многочисленной армии его почитателей. Но имеющий уши – да услышит (а лучше – перечитает его книги), а имеющий очи – да увидит его говорящие картины. Добро пожаловать на пражскую выставку Виктора Пивоварова «Московская готика» в Национальной галерее!

­

Пивоваров – «своей» Москве

(цитаты из интервью журналу ЧЕХИЯ-панорама в 2013 г.)
«Думаю, что называть меня российским или русским художником – не совсем правильно. Я толком не знаю Россию, но обожаю Москву; Москва для меня и есть страна. Я – московский художник. Пожалуй, с отъездом чувства к городу, как и к любимому человеку, ещё более обострились, и только спустя какое‑то время я отчетливо понял, что питательная среда моего творчества – именно там. Наверное, высокопарно будет звучать, но я чувствую себя Антеем, черпающим силы при одним только прикосновении к матери-земле… С таким же чувством я и ездил в Москву. Одна поездка давала мне энергии на год вперед».

С 14 мая по 21 ноября 2021 года в Национальной галерее г. Прага состоится большая ретроспективная выставка Виктора Дмитриевича Пивоварова «Московская готика». С 1989 года это — первая крупномасштабная ретроспективная выставка Виктора Дмитриевича в Чехии.
Выставка демонстрирует творчество художника, начиная с ранних сюрреалистических картин, созданных частично в контексте неофициальной арт‑сцены в Москве 1970‑х годов; есть здесь и более концептуальные холсты и альбомы рисунков, датируемых после переезда в Прагу в 1982 году, а также новые увлекательные работы, демонстрирующиеся широкой публике впервые. Отдельные разделы выставки сопровождаются видео- и аудиоэлементами, которые еще глубже погружают зрителей в самобытный мир Пивоварова. На выставке будут демонстрироваться значимые работы художника, специально предоставленные для нее крупнейшими музеями России – Третьяковской галереей и Государственным русским музеем.


­

Пивоваров — о красивом и полезном

В процессе жизни ищешь для себя какую‑то дефиницию понятия искусства, этих определений — огромное количество. Моё определение покажется вам очень общим, но его можно воспринимать, как призму для рассмотрения. Искусство я понимаю как одну из форм познания. И когда с этой точки зрения смотришь на художественные произведения, то становится понятно, что огромная масса из них к познанию отношения не имеет.
­

Пивоваров — о современном искусстве


­
Когда я посещаю большие выставки современного искусства, то прихожу в ярость. Дело в том, что современная цивилизация характерна освобождением огромного количества свободного времени. Тысячи людей, особенно молодежь, не знают, к чему себя приложить. То есть, количество народа, занимающегося искусством, стало в тысячи раз больше, чем это было раньше. А ведь не все они талантливы. Вот поэтому, когда смотришь на то, что выставляет и что вообще создается, возникает впечатление, что мы живем на помойке. Но настоящее искусство среди этого мусора есть, безусловно. Я его вижу и среди того, что многие сваливают в ту самую общую мусорную кучу. Настоящего и глубокого всегда было мало, и больше его не станет. Но то, что оно есть в современном искусстве – это факт, поверьте.
­

Пивоваров – о миссии художника

Художник не обязан чему‑то учить. Учительство – это отвратительно. Ты, как зритель, можешь учиться, но чему может научить художник, если он сам ничего не знает?! Некоторые писатели считают, что чему‑то учат, но это худшие писатели. Я вообще был бы очень осторожен в определениях миссии художника, особенно, скажем, когда некоторые называют их «проводниками божественного». У меня были близкие друзья, которые считали себя таковыми проводниками. Но это самообман, ничего более. Надо быть скромнее в этом смысле. А потом – люди сами себе придумали много условностей: что есть высшее, что есть «настоящее» или «ненастоящее». Настоящее искусство требует служения, вернее, даже не требует, просто ты не можешь иначе жить.
­

­
Фото: NATIONAL GALLERY PRAGUE, Денис Палеха