Царапины истории на каменных холстах

Лучшие повествователи сказаний о городах – старинные архитектурные сооружения и жилые дома, уцелевшие в турбулентных потоках веков. Они – самые достоверные иллюстраторы книг по истории страны и города, потому что были её современниками.


 
Сколько бы ни писали о красоте пражских домов, вдоволь насладиться изяществом их совершенства невозможно. На одной улице бок о бок гармонично уживаются строения барокко и функционализма, ренессанса и арт-деко. Фокусируясь на особенностях архитектурных решений, взгляд поневоле останавливается на ярких декоративных деталях на фасаде. Особенно впечатляют замысловатые росписи в стиле сграффито. Владельцам этих домов, видимо, хотелось всех прохожих повергнуть в трепет масштабами своей эстетической щедрости и размерами материального богатства. Благодаря таким инвесторам в самопрезентацию мы имеем удовольствие рассматривать настенные «картинные галереи» на улицах Праги и других городов Чехии.

Сграффито или граффито (итал. sgraffito или grafito, буквально – выцарапанный) – разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом. Наивысшего расцвета эта техника достигла в период ренессанса в XV‑XVII веках и особенно распространилась в Италии как способ украшения стен (в основном — фасадов), благодаря особой прочности и декоративности одновременно.

Техника сграффито в Чехию пришла лишь в XVI‑м столетии; причины более позднего распространения здесь этого явления, по сравнению с остальной Европой, кроются не только в географической отдаленности. В то время, как Италия, колыбель сграффито, переживала период относительной стабильности, экономические и политические потрясения, вызванные гуситской революцией в Чехии, привели к внутренним междоусобицам. Им был положен конец лишь в 1526 году со вступлением на престол Фердинанда Габсбургского и последующим поражением протестантов. Конец феодального способа ведения хозяйства и размах торговых отношений способствовали изменению самосознания чешского городского обывателя эпохи Ренессанса. Эмансипация от экономического и идеологического влияния церкви вела к тому, что городской житель уже более не рассматривал свою земную жизнь с точки зрения религиозных представлений, а концентрировался на земном существовании как таковом. Это отразилось и в эстетической концепции жилой архитектуры.


 
До середины XVI-го столетия образ чешских городов представлял собой определенное органичное целое, неразрывно связанное со Средневековьем не только пространственным расположением, но и всей своей материальной сущностью. Поэтому не удивительно, что долгое время чешские города сопротивлялись проникновению духа Ренессанса.

Инвестирование капиталов способствовало размаху градостроения и привлекало в Прагу многочисленных архитекторов и художников из соседних европейских стран, которые приносили с собой элементы нового художественного языка. Стиль, который сграффито предложило Праге, был духом новой красоты и молодости. Главное место столицы – Пражский Град – после пожара 1541 года приобрел новое парадное одеяние из многочисленных сграффито. Историки, занимающиеся изучением данного феномена в Чехии, считают, что впервые техника сграффито в Чехии была применена именно там – при реставрации восточного фронтона Владиславского зала на Пражском Граде. Популяризацию сграффито в Чехии историки связывают с распространением в чешских библиотеках трудов итальянского архитектора Себастьяна Серли, в которых подробно описывались основные принципы декора фасадов. Этими работами был вдохновлен и архитектор Агостино Галли (Влах) при постройке в 1568 году в Праге резиденции бургграфа Яна Младшего из Лобковиц на Градчанской площади Пражского Града. Фасад величественного здания полностью покрывают сграффито «письменного» типа на рустах – грубо отесанных камнях, использующихся для внешней облицовки здания. По имени владельца дворец получил название Лобковицкий; по сей день он считается одним из великолепных памятников эпохи чешского Ренессанса. После того, как Лобковиц впал в немилость у императора Рудольфа II, а его имущество было конфисковано, дворец сменил нескольких хозяев. В 1719 году дворец перешел во владение рода Шварценбергов, имя которых он носит и по сей день. В ходе реставрации дворца в 1871‑92 годах было проведено дополнение сграффито, в котором, однако, не были использованы первоначальные рисунки. Сграффито реставрировались также в 1929‑м и 1955‑57 годах, но уже по найденным первоначальным образцам.


 
Сграффито было модным явлением и, как любое трендовое увлечение (тем более такое трудоёмкое и дорогое в исполнении), не стало массовым. К сожалению, многочисленные сграффито постигла печальная участь: в результате плохо осуществлённой реставрации ряд ценных образцов был повреждён, и сегодня, гуляя по старым улицам чешских городов, мы можем наблюдать лишь малые остатки этих прекрасных рукотворных произведений.

           

Полностью статью читайте в журнале «ЧЕХИЯ–панорама» №4 / 76 / 2020