Ульрике фон Леветцов – девятнадцать, Иоганну Вольфгангу Гёте – 74. Он делает ей предложение руки и сердца, она отвечает отказом. Поэт увековечит возлюбленную в стихах, девушка до конца жизни будет отрицать их роман. Мы не станем пересказывать известную всему миру лирическую историю, лишь обратим внимание на то, что осталось за её скобками.


Первая встреча поэта и шестилетней Ульрики произошла в городе Теплице, когда Гёте познакомился с её матерью, Амалией фон Леветцов. Та была женщиной незаурядной, о чём свидетельствовали воспоминания современников. Прекрасно образованная, с манерами светской дамы и внешностью ангела, Амалия пользовалась успехом у мужчин, но никогда им не злоупотребляла. Совсем юной, по настоянию родителей, приняла предложение гофмаршала Отто Ульриха фон Леветцова, родила ему двух дочерей – Ульрику и Амалию, но брак долго не продержался; по обоюдному согласию, не афишируя причин, супруги оформили развод. Вторым законным мужем Амалии и отцом её третьей дочери Берты стал кузен — Фридрих Карл Ульрих фон Леветцов. Но и этому союзу не суждено было длиться долго: представитель знатного рода героически погиб в битве при Ватерлоо. Молодая вдова с тремя детьми перебирается жить в Чехию. Полноценное семейное счастье она обрела с третьим мужем, Францем Иосифом фон Клебельсбергом, которого называла главной любовью своей жизни.
Опыт собственного раннего брака без взаимного чувства не позволил Амалии принуждать дочь Ульрику выйти замуж за великого поэта, который годился ей в дедушки. Строго говоря, мариенбадское сватовство Гёте, якобы обернувшееся для него незаживающей душевной раной последних 8 лет жизни, – явно преувеличенная история. Об этом говорит хотя бы тот факт, что философ продолжал сохранять приятельские отношения с семьёй несостоявшейся невесты, хотя и не навещал их дом, как прежде. Не нам судить о масштабах его сердечной драмы, но через пару месяцев после отказа Ульрики (которого, кстати, он официально не получил, а просто не дождался положительного ответа) Иоганн Вольфганг уже забрасывал восторженными комплиментами пианистку Марию Шимановскую и посвящал «пленительной богине музыки» стихи.
Как известно, Ульрика фон Леветцов дожила до благословенного возраста – 95 лет, так и не выйдя замуж, не оставив потомства. Незадолго до кончины она сожгла все письма влюблённого поэта и стала крайне болезненно реагировать на любые упоминание об их романе. Ни единого письменного свидетельства о том, что Ульрика хоть когда-то пожалела о принятом решении не стать женой гениального литератора, не обнаружено. Род Гёте по прямой линии тоже угас: трое детей его единственного сына Августа не вступали в брак, и продолжение фамилии «обеспечили» только племянницы, дочери сестры Корнелии. «Мариенбадская элегия» вошла в сокровищницу мировой поэзии, обессмертив поэта и его возлюбленную. А заодно — и чешский курортный город Марианские Лазне, где в парке у Лесного источника минеральной воды, в месте их совместных прогулок, теперь стоит скульптура «Гёте и Муза».
…
Полностью статью читайте в журнале «ЧЕХИЯ–панорама» №1 / 77 / 2021
Редакция благодарит Областной музей и галерею в г.Мост (Oblastní muzeum a galerie v Mostě) за предоставленные фотографии.
Фото: Павел Шкаха (Pavel Škácha). Архив Областного музея и галереи г.Мост
www.muzeummost.cz