Сказ о том, как юная Америка вдохновлялась старушкой Европой, и очень даже преуспела, – так одной фразой можно поведать историю калифорнийского города Карлсбад, названного в честь чешского курорта Карловы Вары.
Чешский правитель Карл IV даровал особые королевские привелегии городу Карловы Вары на 120 лет раньше, чем европейские мореплаватели открыли Америку. В «доколумбовские» времена на территории калифорнийского побережья обитали индейцы племени луисеньо, но район современного Карлсбада они заселяли не очень охотно из‑за «сгнившей» воды, непригодной для питья. Конкистодоры называли это место Agua Hedionda – «вонючая вода».
С середины 19‑го века западное побережье Штатов сотрясало от перемен: «золотая лихорадка», американо-мексиканская война, отмена рабства. Население Калифорнии, ставшей американским штатом, стремительно росло, в том числе, благодаря постройке трансатлантической железной дороги. На одной из её станций бывший моряк Джон Фрейзер начал торговать водой, добытой из артезианских скважин на своём участке. В 80‑х годах 19‑го столетия, прикупив полсотни гектаров земли на побережье, он решил пробить скважины для добычи воды. Оказалось, что «вонючая» вода, так не понравившаяся индейцам, содержала почти такое же количество минералов, что и целебные источники в далёких чешских Карловых Варах. На этом решили сыграть предприниматели из Среднего Запада (Герхард Шутте, Сэмюэль Смит, Генри Нельсон), перекупившие поместье Фрейзера и давшие ему «европейское» название Карлсбад. Делать из городишки всеамериканскую здравницу никто не собирался, но привлечь туристов звучным именем фешенебельного европейского курорта – получилось. До сих пор оба города на разных континентах делают основную ставку на развитие индустрии гостеприимства. Правда, близость океана и благоприятный климат добавляют штатовскому Карлсбаду множество преимуществ: сезон купания и серфинга здесь длится круглый год, а близлежащие плантации цитрусовых и авокадо приносят в казну дополнительные поступления.
Но не туризмом единым живёт калифорнийский побратим Карловых Вар. В Карлсбаде находится штаб-квартира Геммологического института Америки – GIA. По инициативе ГИА в 1953 году была разработана система классификации алмазов и драгоценных камней, признанная во всём мире. Институт ежегодно анализирует и сертифицирует тысячи образцов как природных, так и синтетических камней; его специалисты считаются авторитетнейшими в области геммологии. Здесь также базируется множество технологических и фармацевтических компаний, знаменитых спортивных брендов, филиалов транснациональных корпораций. Характерная статистика портретирует облик города: лишь 13,6% населения являются уроженцами Карлсбада, а более 50% обитателей имеют степени бакалавра, магистра и выше.
Сравнивать эти два города на разных материках всё равно, что оценивать двух людей с одинаковым именем: у каждого — самобытная внешность, темперамент, привычки. Многовековой возраст определяет неторопливое течение жизни в чешских Карловых Варах, а молодость американского Карлсбада брызжет задиристостью, словно свежий океанский ветер. Целебные воды, как фундаментальный «градообразующий» элемент обоих курортов, позволяют им перманентно пребывать в хорошей физической форме, которую два «брата-Карлсбада» помогают сохранить всем приезжающим в гости туристам.
…