Профсоюзы страны требуют, чтобы правительство внесло изменения в проект новеллизации кодекса законов о труде, в обратной случае угрожая забастовкой
Чешско-Моравская конфедерация профсоюзов поставила правоцентристскому правительству Петра Нечаса ультиматум: или кабинет министров до конца сентября перерабатывает проект внесения изменений и дополнений в кодекс законов о труде (КЗоТ), который ранее уже подготовил министр по труду и социальным вопросам Яромир Драбек, или мы, мол, превратим тихую-мирную Чехию в такую же любительницу тотальных забастовок, каковой является Франция или та же Италия.
Трудно найти страну, правительство которой заявило бы, что любит забастовки и стачки, и ничего плохого-зазорного в них не видит. А с учётом имеющихся на носу осенних выборов в местные органы власти и в Сенат это и вовсе угрожает чешскому правительству потерей многих позиций. Страсти уже пытался погасить премьер-министр Петр Нечас, пообещавший притормозить пресловутый проект изменений КзоТа. Однако министр труда Я. Драбек и министр финансов М. Калоусек ни о каком промедлении и слышать не хотят. Главный финансист страны в ответ на поползновения профсоюзов жёстко заявил: "Изменения необходимы к началу 2011 года; они пойдут на пользу людям и помогут им избежать безработицы."
Две кости в одном горле
Дилемма сложная, что и говорить. С одной стороны, без перекройки прежнего КзоТа коалиционному правительству не удастся начать обещанные им либеральные экономические реформы. С другой — уже сейчас ясно, что даже если профсоюзам удастся выполнить свои угрозы лишь частично, всё равно властям предержащим мало не покажется. Профсоюзы, к примеру, не собираются смиряться с предложением новеллизации системы трудовых договоров, заключаемых на определённое время (только это изменение в КЗоТе, по мнению профдеятелей, будет стоить государству потери 8 миллиардов крон), снижения выплат по бюллетеню или, к примеру, отмены выплаты социальной поддержки в том случае, если работник при увольнении получает выходное компенсационное пособие. Чешский профсоюзный босс Ярослав Завадил отвергает и снижение фиксированной зарплаты работников в пользу премиальных; соотношение первой и второй сумм может сложиться по коэффициенту 40 к 60. По мнению пана Завадила, поскольку о зарплатах в отраслях и ведомствах будут принимать решения руководители, вполне возможны перегибы и субъективизм. "Целью этого изменения является возможность менеджера по достоинству оценить труд тех, кто действительно имеет высокую квалификацию," оппонирует автор идеи, министр Я. Драбек.
Есть у правительства и ещё одна головная боль – здравоохранение. Улицы чешских городов и весей в сентябре могут побелеть от докторских халатов: работники этой чувствительной сферы хотят присоединиться к забастовкам чешско-моравских профсоюзов. Причина – разумеется, презренный металл. Над ведомостями о зарплате впору будет заплакать прежде всего медработникам социального сервиса, например, тем, кто заботится о пожилых людях. "Работники здравоохранения рискуют потерять в финансовом плане столько, что их зарплата будет на 500 крон меньше уровня минимального дохода, равного 8000 крон," говорит зампред профсоюза работников здравоохранения и социального сервиса Дагмар Житникова. "Зарплаты зависят от качества хозяйствования конкретных больниц, тарифы на эти суммы влияют мало," возражает министр здравоохранения Леош Хегер.
Яблоки раздора, или Что не нравится профсоюзным боссам?
Готовящийся проект изменений и дополнений в чешский КЗоТ реагирует на давние требования работодателей либерализировать трудовые отношения. Например, в нём содержится такая норма, как повышение объёма работ на основании соглашения (с которых не платятся медицинская и социальная страховки) со 150 до 300 часов. Это могло бы помочь, например, фирмам в области строительства, которые часто нанимают сезонных работников. Однако профсоюзные лидеры восторг работодателей по этому поводу не разделяют: пойдя на эту меру, государство, мол, только потеряет деньги, которые могли бы быть получены в виде страховок.
Планируется также изменить современную практику заключения договоров на определённый срок. В настоящее время работник после двух лет труда по такому договору должен заключить новый, уже на неопределённый срок (то есть, по сути, навсегда, до пенсии, если только не случится чего-нибудь форс-мажорного, например, Влтава не потечёт вспять). Вот это положение КзоТа правительство и хочет отменить. При этом министерство по труду и социальным вопросам (MPSV) хочет сохранить имидж защитника прав работника, ограничив число договоров на определённый срок лимитом в количестве двух идущих за собой. Профсоюзы эту идею министерства поддерживают, но с оговоркой: готовящийся законопроект изменений и дополнений должен чётко указать длительность такого договора. Пока этот срок в нём не оговорен.
Принципиальные изменения готовятся и в сфере выходных пособий. Сейчас в случае увольнения (расторжения договора) работнику положены три «оклада» без учёта того, как долго он на предприятии работает. Правительство предлагает обусловить размер «отступного» количеством отработанных лет; работник со стажем до года получил бы одну месячную зарплату, до двух лет — две, а более двух лет — нынешние три. Профсоюзы возражают: это никакое не совершенствование системы, но банальное снижение компенсации, что уменьшает уверенность работника в завтрашнем дне.
Не нравится профсоюзам и замысел невыплаты финансовой поддержки безработным на время действия отступного: работник, получивший три месячных зарплаты, три месяца будет лишён права на пособие по безработице. А если уйдёт с работы по собственному желанию, то получит пособие в урезанном размере. Профсоюзы опасаются, что на работников руководство предприятий станет теперь давить с целью вынудить их подать заявление об уходе. Защитники прав трудящихся активно не согласны и с проектом аннулирования нормы КЗоТа, согласно которой безработный может в течение срока получения пособия по безработице подрабатывать до половины минимальной зарплаты (то есть, до 4000 крон).
Госсектор: «Чтоб ты жил на одни премиальные!..»
Ожидается, что особенно сильный удар реформа трудового законодательства нанесёт по работникам государственного и общественно-коммунального сектора. Их зарплатные тарифы планируется в «повсеместно-ковровом» порядке снизить на 10%; в виде пряника после удара кнутом предполагается, что эта категория трудящихся будет получать более высокие премиальные. Сейчас «потолок» таких выплат для работников данной сферы — 50% тарифного жалованья (в экстренных случаях — 100%). Министр Драбек же хочет довести уровень премиальных соответственно до 100% и 200% от тарифа зарплаты.
Цель-то вроде бы благая: позволить управляющим лучше оценить продуктивных работников и ударить рублём по нерадивым. Однако эти меры остро раскритиковала председатель профсоюза госорганов Алена Вондрова. По её мнению, нынешняя система оплаты труда, при которой последняя состоит из обязательной и необязательной частей в соотношении 70 к 30, является оптимальной; с ней согласны и представители Еврокомиссии. Вариант же министра Драбека, по словам пани Вондровой, поведёт к стремительному снижению зарплат работников государственного и коммунального управления.
Однако снижения зарплат в так называемом общественном секторе, очевидно, избежать не удастся, поскольку этот минус в размере 10% является частью коалиционного договора членов нынешнего правительства страны. Министр финансов Мирослав Калоусек заявил, что всё зависит от каждого менеджера: он может сэкономить 10% фонда зарплаты путём увольнения работников, снижения окладов либо комбинации обоих методов.
Впрочем, премьер-министр Петр Нечас, почувствовав запах забастовочной гари, поспешил сообщить, что окончательный вид чешского КЗоТа будет обсуждаться и с представителями профсоюзов. Поэтому компромисс очень даже возможен, а конечный вариант нового кодекса может весьма отличаться от предыдущих зубодробительных проектов.