Ровно год назад, в плавящейся от жары Праге мы долго решали, где проведём фотосессию того летнего номера с Александром Поповым: прежняя мастерская в центре Праги была тесновата для съёмочной группы и уже явно трещала по швам от масштабных замыслов самого хозяина. Нынешняя студия-ателье Tailor’s Lab в хипстерском районе Вршовице не только вмещает весь боевой арсенал орудий швейного производства, но и приютила закадычного друга хозяина: сверкающие бока мотоцикла Suzuki в просторной примерочной служат модникам дополнительным зеркалом. Здесь мы и поговорили с мастером о том, как работается ему в новой «лаборатории тейлоринга» и что ждёт ремесленное производство в пост-ковидное время.
— Сейчас для всех «индивидуальных предпринимателей» тема номер один – как пережили COVID и что будет дальше. Поделись опытом и мыслями.
— Говорить могу только за себя. Карантин и самоизоляция очень встряхнули; руки дотянулись до всего, что откладывалось на «потом»; даже появились какие-то новые задумки. Только ленивый не шил в марте маски, а я неожиданно получил предложение сделать дизайнерские маски с машинной вышивкой. Знаешь, куда они полетели? В Мексику! Год назад о таком адресном заказчике я и подумать не мог! По джинсовым проектам тоже интересно складывается: один заграничный бессрочно заморозился, зато возникли два новых, уже реально работающих в Чехии.
В глобальном смысле пандемийный кризис явно пойдёт на пользу миру моды – потребительский бум ещё до «короны» сменил курс на бережливость. Люди стали сознательнее относиться к приобретению одежды, покупая вместо пяти футболок по скидке одну, но подороже и качественнее. Мы забыли, что такое красивая удобная одежда. Как портной-закройщик с многолетним стажем, утверждаю: найти идеально сидящую вещь в масс-маркете невозможно. Шить «на заказ» – дорого, но срок жизни такой одежды в разы дольше, да и носится она совершенно иначе. Сегодняшний тренд на экологичность – это естественная реакция перенасыщения рынка обилием некачественного ширпотреба, который убивает мастерство ремесленников, природу и человеческую индивидуальность одновременно. Можно отмахнуться и сказать: в масштабах планеты победить гигантские текстильные концерны у ремесленников шансов нет. Но давайте начнём хотя бы с себя!
— А точнее – давайте все будем шить джинсы раз в 5 лет, а не покупать их каждый сезон, так?
— Понимаю твою иронию: для женщины не купить «топовую» вещь сезона – немыслимо. Но джинсы – не о моде вообще. Изначально они были рабочей одеждой, и в повседневный гардероб перекочевали исключительно по причине универсальности и прочности ткани. Когда начинаешь изучать конструкционные детали джинсов – тут вообще сплошная рациональность, никаких модных украшательств. К примеру, металлические заклёпки укрепляли «грузоподъёмность» кармана: рабочие клали туда тяжёлые инструменты, а те буквально вырывали куски материи. Продуманность – в каждом стежке и шлёвке.
Сейчас джинсовые брюки – уже не штаны для фермеров или грузчиков; это нечто среднее между функциональной и гламурной «униформой». Мне нравится определение «пролетарский шик»: максимально удобно и стильно. Сшитые по индивидуальным меркам джинсы «сядут» идеально, прослужат не год и не два, и с каждым сезоном будут приобретать анатомический «эффект памяти» фигуры хозяина. А приобретённые со временем потёртости («фейд») придают им брутальную стильность.
— Скажи, а в Чехии есть запрос на джинсы «ручного» производства?
— Конечно, но жаль, что нет единой площадки, где можно было бы объединить и мастеров тейлоринга, и фанатов винтажного денима. Мне кажется, это и есть определённый способ противостояния масс-маркету: выбор заказчик делает сам, но главное – предоставить достойную альтернативу! Чем больше конкуренции среди портных, тем в лучшей профессиональной форме мы обязаны находиться. Звучит идеалистично, но я верю, что ручное ремесло будет востребовано с каждым годом всё больше. Причём во всех сферах.
— Практика последних месяцев показала, что загадывать что-то наперёд бессмысленно, поэтому финальный вопрос о творческих планах задавать не буду…
— А зря. Ты не заметила, что в конце коридора мастерской у меня замаскирована потайная дверь, почти как в каморке у папы Карло из «Золотого ключика». Там – классный погреб; не средневековый, конечно, но для хранения элитного виски – самое то! Джинсы и виски – достойная джентльменская пара, поэтому буду одновременно совершенствоваться в производстве и того, и другого.
Мы оба посмеялись шутке, но я вполне допускаю, что стоит ему сильно захотеть — и лет через несколько Александр Попов вполне осилит запуск своей фирменной марки «огненной воды». С лоскутом добротного денима на бутылочной этикетке.
Tailor’s Lab
Denim atelier
28.pluku 7, Vršovice
+420 731464434
@tailor_s_lab
…