В Чехии разгорелась нешуточная легислативная борьба за так называемый „лотерейный пирог“. Новый закон должен был существенно расширить права местных органов самоуправления в области принятия решений относительно регулирования деятельности игровых заведений. Казалось, что принятие закона – дело уже решённое, как вдруг…
Президент Чехии Вацлав Клаус, воспользовавшись своим правом вето, вернул Палате представителей проект этого закона о тотализаторах. По его мнению, данная норма служила политическим партиям скорее в качестве предвыборного аргумента, а не инструмента в деле решения реальных социально-экономических проблем. Вместо того, чтобы решить существующие насущные вопросы, закон, будучи принят, лишь поставит перед обществом новые, утверждает господин Клаус.
„Принятие этих изменений и дополнений в закон означало бы потерю возможности получения финансовых грантов для школ, больниц, домов престарелых и молодёжи, театров и музеев, а также сограждан-инвалидов; при этом никоим образом не был бы решён вопрос об изыскании иного источника данных доходов,“ заявил В. Клаус по поводу одной из причин, заставивших его прибегнуть к наложению вето. По его словам, законопроект, помимо всего прочего, препятствует оказанию поддержки общественно-полезных проектов, связанных с репрезентацией Чехии за рубежом, например, на чемпионатах мира и олимпиадах. Президент напомнил, что против этого нововведения протестовали представители всех спортивных союзов, молодёжных организаций и значительных культурных институтов, например, обществ Orеl, Junák или же Национальной галереи.
Вацлав Клаус выразил опасения относительно того, что закон мог бы способствовать возбуждению арбитражных споров ввиду сокращения срока действия лицензий, принадлежащих организациям, эксплуатирующим тотализаторы в настоящее время. „Грозила бы опасность значительных финансовых потерь для государственного бюджета, поскольку речь идёт о недопустимом юридическом шаге, дающем повод для придания норме обратной силы, которая противоречит принципу правовой уверенности и надёжности, закреплённому в Конституции,“ выдвинул Клаус ещё один аргумент в пользу своего решения.
Президент также сомневается и по поводу того пункта проекта, который даёт населённым пунктам право регулировать азартные предприятия. Это может, по мнению Клауса, создать дополнительную коррупционную среду, поскольку отсутствие „правил игры“ могло бы вести к злоупотреблениям в области постановлений и распоряжений в пользу интересов предпринимателей.
„Очевидно, что законопроект демонстрирует серьёзные недостатки, наличие которых законодатель в процессе обсуждения нормы не обдумал или же принёс качество закона в жертву упрощённой предвыборной риторике,“ заключает свою аргументацию президент ЧР.
Сработало „лотерейное лобби“?
Некоторые города были весьма удивлены и даже ошеломлены решением В. Клауса ветировать закон, который должен был обеспечить населённым пунктам право участия в разрешительной делопроизводительной процедуре по поводу эксплуатации лотерей, лото и иных подобных игр, а также видеолотерейных терминалов. Например, в Брно и Аше уже одобрили постановления муниципалитетов, которые исходили из того, что закон будет принят. Союз городов и населённых пунктов ЧР (SMO) сделал заявление относительно того, что с уважением относится к решению президента, однако с некоторыми из его доводов не согласен.
Новый закон особенно нетерпеливо ожидали в западночешском Аше, где уже приняли новое предписание, согласно которому в городе практически полностью, за редким исключением, должны быть запрещены видеотерминалы. В действие этот документ планировалось ввести в июле; местный муниципалитет предполагал, что к тому времени закон уже будет подписан президентом. "Мы будем вынуждены к данному вопросу вернуться, иначе надзорный орган может сделать нам замечание относительно того, что предписание является незаконным, — заявил Далибор Блажек, староста Аша, неприятно удивлённый новостью, пришедшей из Пражского Града. — Очевидно, лотерейное лобби обладает огромной силой.“