Жил-был гном

Если на гербе чешского города Усти‑над‑Лабем вдруг решат заменить льва, то его место вполне может занять… гном. Такие оригинальные предложения по геральдическому тюнингу нередко звучат среди завсегдатаев местных кабачков. Аргументация простая: Усти – родина гномов. Пропустите с местными жителями ещё пару кружек пива — и услышите массу впечатляющих по смелости исторических гипотез, подтверждающих данный факт. К примеру, что название реки Лабе, которая по-немецки произносится как Эльба, этимологически происходит от слова «эльф». То есть, река эльфов: ни больше, ни меньше.


Эльфы – прямые родственники гномов, они проживали по большей части в лесах, а вот сами гномы обитали под землей, где охраняли недра планеты. Устецкие жители лет триста назад задружились с обоими существами. Встреча в лесу с эльфом означала скорую удачу, поэтому люди мастерили деревянные фигурки маленьких человечков, ставили их на пороге жилища и таким образом «заманивали» счастье в дом. С гномами под землёй регулярно сталкивались горняки. Они даже шапки стали носить такие, как подземные стражи угольной руды: высокие цветные колпаки, набитые сеном (прообраз сегодняшней защитной каски). Шахтёры тоже мастерили фигурки человечков и ставили у входа в шахту, задабривая гномов и прося таким образом о покровительстве. С течением времени мини‑скульптуры стали делать из глины, а предприниматель Йоган Мареш (1824‑1914) основал в Усти‑над‑Лабем фабрику по изготовлению керамической продукции и гномов в первую очередь. В ассортименте были малыши-крепыши для домашнего интерьера (до 20 см), бородатые дяди для установки на садовом участке (до 50 см высотой), и даже элегантные фигурки для утонченных коллекционеров.

Особый расцвет фабрики, а с ней — и производства гномов приходится на период деятельности сына основателя фабрики, Фердинанда Мареша (1854‑1940). Немец по национальности, он обладал прекрасными менеджерскими качествами, а также отменным вкусом. Садовые гномы, выпущенные при младшем Мареше, теперь продаются за серьезные деньги на аукционах Европы и мира. После войны их осталось совсем мало, потому что нацисты, оккупировавшие Чехословакию в 1939 году, испытывали к керамическим статуэткам какое‑то особое отвращение и уничтожали с методичной яростью.

После известных коллизий «декретов Бенеша», с массовым уходом из здешних краёв немецкой общины, с ними вдруг исчезли и гномы; фабрика Мареша дышала на ладан. С её управляющим, Ярославом Доубравским, из‑за производственного рвения произошла анекдотичная история. После приватизации государством старинного предприятия «пан директор» пытался восстановить былые мощности, но спрос на глиняных гномов с мертвой точки не сдвигался. Тогда Доубравский решил поставить на конвейер изготовление бюстов тогдашнего коммунистического руководства. Поначалу всё шло прекрасно; за керамическими «головами» первых лиц государства даже выстраивались очереди. Пока однажды какой‑то большой начальник, рассматривая партию новеньких, блестящих фигурок Готвальда (Клемент Готвальд был председателем компартии и президентом Чехословакии до 1953 г. – прим. ред.) ехидно не заметил: «А ведь у Клёмы не такие огромные уши, как вы сделали!» Управляющему чуть не впаяли статью за «карикатурное изображение руководителя страны»; бедняге пришлось объяснять, что, мол, недорозумение связано исключительно с тем, что мастер не имел счастья видеть президента лично, а лишь наблюдал за его 4‑часовым выступлением на экране кинотеатра. Дальше дисциплинарного взыскания дело не пошло, но производство вскоре закрыли.

После преобразования Чехословакии в Чехию, открытия границ и наступления «эры свободы и демократии» гномы стали возвращаться в Устецкий край. Этому процессу способствовали предприимчивые торговцы из Польши и Вьетнама. Все, кто лет десять назад ездил на автомобиле из Чехии в Германию через Усти, явно вспомнят шокирующую картину: бесчисленные армии керамических человечков у заправок, отелей, киосков с фаст‑фудом. Какой‑то круглосуточный кастинг уродцев на путевку в мир капиталистического благополучия… Урегулировать ситуацию с заполонившей край «гномоторговлей», плохо сказывающейся на имидже Чехии, были призваны соответствующие органы. А сами гномы, как в сказке, пройдя испытания водой, огнём и медными трубами, похоже, занимают своё прежнее место в домашних хозяйствах. В Чехии их стали коллекционировать селебрити; из сферы низкосортного кича арт‑дилеры перебросили керамические фигурки в категорию наивного искусства, а экстерьерные дизайнеры просто влюблены в идею украшать ими приусадебные участки. Кстати, учредили даже День гнома – 21 июня. Так что не такой уж он и маленький, этот человечек. А может, когда-то даже займёт место и на гербе города, как мечтают многие жители на его Родине, в Устецком крае.

 

Полностью статью читайте в журнале «ЧЕХИЯ–панорама» №68 / 2019