Чехия всегда активно тянулась к знаниям. А её правители и мудрецы всячески её к тому подталкивали и вдохновляли, задолго до В. И. Ленина призывая Богемию „учиться, учиться, учиться“. Уже в 14-м веке император Священной Римской империи Карл IV указал им свет просвещения, основав первый в Центральной Европе университет – пражский Карлов. В 17-м веке в Чехии жил и работал основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский. А 235 лет назад чешская королева Мария Терезия ввела в государстве обязательное 6-летнее начальное образование для детей. Поэтому не мудрено, что и сегодня образование в Чехии – дело пользы и престижа.
„Учись, не то водовозом будешь, скотина!“ — эта фраза из романа о тяжёлом дореволюционном (то есть, до 1917 года) прошлом, сказанная российским папенькой великовозрастному сыну, когда-то крепко въелась в авторову память. По мере сил автор следовал этому тезису, подспудно не желая вкусить тяжкого водовозовского хлебушка. Однако, надо сказать прямо, отношение в бывшем СССР к дипломированным специалистам было двойственным. С одной стороны, власть с ними считалась и понимала необходимость их существования на грешной земле. С другой стороны, эту прослойку „высоколобых“ и „яйцеголовых“ страна „победившего социализма“ всегда подсознательно относила к категории „гнилой интеллигенции“, которая не только страшно далека от нужд народных, но и совсем не хочет к ним приблизиться. Иначе обстояло дело в Чехословакии. К вузовскому и уж тем более – к университетскому диплому у здешних жителей было гораздо больше уважения, чем в республиках бывшего СССР. Если уж человек единожды обзавёлся титулом „магистра“, „инженера“ или „доктора“, то путь к уважаемому и хорошо оплачиваемому труду на солидных должностях ему в стране был открыт. Эта полезная традиция сохранилась и после „бархатной революции“, приобретая иногда комические, а порой – и драматические формы.
„Дипломный“ сувенир от Карла IV
Сегодняшние „соловьи“ чешского правительства не забывают напоминать о том, что для получения высшего образования в Чехию ездили уже в середине 14-го века, когда Пражский Карлов университет – первое высшее учебное заведение на север от Альп и к востоку от Парижа – открыл „ворота знания“ в области теологии, права, медицины и гуманитарных наук.Карл IV (1316-78), король чешский и император Священной Римской империи, был действительно замечательным правителем, много сделавшим для процветания и развития Богемии. Недаром ведь его, как покровителя наук и искусств, воспевали такие поэты, как великий итальянец Петрарка. 7 апреля 1348 года государь издал декрет об учреждении в Праге первого в Центральной Европе вуза университетского типа. Карлов университет был изначально полностью чешским, получал дотации исключительно из местной казны, а учредительную грамоту Карл подписал как чешский, а не римский король. Но сами чехи в университете были в меньшинстве: сюда направляли студентов из многих стран Европы.
Идеи „учителя народов“
В 17-м веке, когда Чехия была охвачена огнём Тридцатилетней войны, знамя просвещения подхватил знаменитый педагог, гуманист, философ, писатель, теолог и реформатор Ян Амос Коменский, которого, ввиду всемирного влияния его произведений и идей, часто называют „учителем народов“.Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма; по его словам, следует как можно больше заботиться о том, чтобы в школах, которые должны стать «мастерскими людей», было поставлено надлежащим образом искусство внедрения нравственности. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
„Обязаловка“ Марии Терезии
Через 100 лет после здравых мыслей, высказанных Коменским, ими на практике воспользовалась австрийская императрица и чешская королева Мария Терезия. Говорят, что сама она была не очень-то великого ума, да и образование её хромало, но при этом государыня окружала себя грамотными и талантливыми чиновниками, которые умело руководили империей. Итогом „терезианской“ политики в области просвещения стало издание в 1774 году Всеобщего школьного устава. Согласно этому документу, все дети в государстве (в том числе – и в Чехии) в возрасте от 6 до 12 лет должны были посещать школы. Родители и руководство учебных заведений обязывались обеспечить учебный процесс. В 18-м веке дети ходили в школу круглый год, исключая лето, когда они в деревнях помогали во время полевых работ. Мария Терезия (1717-80), 40 лет бывшая королевой Богемии, до сих пор пользуется популяоностью среди чехов, несмотря на своё австрийско-габсбургское происхождение. Эта энергичная и умная дама успела провести в империи множество реформ, нарожать 16 детей (включая двух императоров и печально знаменитую королеву Франции Марию-Антуанетту), упорядочить администрацию, финансы, судебные порядки и законодательство, а также армию. До Марии Терезии Австрия была одной из самых отсталых стран; школы и печать находились всецело во власти иезуитов. Став у руля страны, императрица принялась учреждать университеты, высшие школы для рисования, живописи и архитектуры, реформировать гимназии, а также положила начало образованию простого народа (Schulordnung), доведя общее число школ до 6000.
48,8 из 100
После 1918 года в Чехословакии обязательной стала восьмилетка; начальные школы были разделены на две ступени: школы общую (1-5-е классы) и мещанскую (6-8-е классы). В начале 60-х годов 20-го века основное посещение школы было постепенно продлено до 9 лет. На рубеже 70-80-х годов обязательное посещение школы продлили до 10 лет: каждый выпускник начальной школы должен был продолжать учёбу в гимназии, среднем профессиональном училище или средней профшколе.Итогом многовековых усилий стало то, что Чехию нынче признали еврорекордсменом по числу людей со средним образованием. В сентябре 2006 года выяснилось, что Чехия в рамках континента относится к странам, которые могут похвастаться одним из самых высоких уровней образования. В списке 18 стран Чехия заняла третье место. А вот что касается доли граждан с высшим образованием, страна, увы, очутилась тогда в нижней половине списка из 24 европейских государств. Кроме того, выяснилось, что ЧР имеет одно из самых низких в Европе процентных содержаний людей с начальным или незаконченным начальным образованием. Цифры эти — следствие среднестатистических значений по отдельным уровням образования, соотнесённых с количеством жителей. Результат в виде нуля соответствует положению, при котором в стране никто не имеет никакого образования. Если же выйдет сотня, то получается, что все жители – выпускники вузов. Чехия в целом имеет неплохой результат – 48,8, третий наилучший. На вершине пирамиды из 18 сравнивавшихся стран — Эстония (51,2); второе место досталось датчанам и литовцам (49,3). Нижние ступени таблицы заняли Италия, Португалия и Греция с показателем ниже 40.
Прима…
Становым хребтом системы современного образования в Чехии является её деление на три области: примарную (начальную), секундарную (среднюю) и терциальную (дальнейшую). Эта система позволяет повышать уровень знаний населения практически в течение всей жизни. В 1948 году Всеобщая декларация прав человека подтвердила правильность идеи королевы Марии Терезии, провозгласив бесплатное обязательное начальное образование. Современная Чехия реализует эту идею путём системы основного образования (в возрасте от 6 до 14 лет), которое предоставляет сеть начальных школ в течение 9 лет. Для оценки результатов учёбы в Чехии используется следующая система отметок: 1 – отлично; 2 – похвально; 3 – хорошо; 4 – удовлетворительно; 5 – неудовлетворительно. Ученикам в середине и конце каждого школьного года выдаётся общий перечень оценок (так называемое свидетельство), где обозначены отметки по отдельным предметам. Если ученик оценён отметкой 5, то должен в конце летних каникул (чаще всего – в августе) пройти переэкзаменовку. В случае успеха он в сентябре переходит в следующий класс. Иначе ему „светит“ второй год. Если ученик имеет „пятёрки“ по более, чем двум предметам, переэкзаменовка не назначается; он остаётся на второй год автоматически. Когда вторгодничество входит в норму, решается вопрос о переводе ученика в спецшколу.Начальные школы могут быть учреждены государством или церковью, а также частными субъектами. Государственные и церковные школы бесплатны. В 2003 году в Чехии 956 324 ученика посещали 3 870 учебных заведения начального типа. Это и начальные школы (государственные или частные), и гимназии, и консерватории, а также спецшколы для больных детей и детей-инвалидов, особые и вспомогательные школы для душевнобольных детей. В последние годы экспериментально проверяется эффективность системы домашнего образования. В качестве альтернативных образовательных программ вводятся новые типы школ, например, уолдорфская или Монтессори.
… секунда…
Секундарное образование (в возрасте от 15 до 17-18 лет) продолжает дело, начатое в „примарный“ период и, как правило, длится 3-4 года. Процесс этот проходит в средних школах (обучаться в средних школах могут те, кто завершил 9-летнее обязательное начальное образование) и делится на обычное среднее образование (1-2 года), среднее образование со свидетельством о профспециализации (2-3 года, предоставляется средними профессиональными училищами) и среднее образование с экзаменом на аттестат зрелости (по-чешски — „матуритой“; как правило, это обучение длится 4 года в гимназиях и средних профессиональных школах).„Матурита“ – название экзамена, завершающего среднее образование в центральноевропейских странах. Он характерен для Чехии, Австрии, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Хорватии, Венгрии, Лихтенштейна, Польши, Сербии, Черногории. Словении, Швейцарии и Словакии. „Матурита“ по сути соответствует британскому экзамену A-level или немецкому „Abitur“. Слово maturita происходит от латинского слова maturitas (зрелость). В чешских средних учебных заведениях „матурита“ необязательна. Но большинство учеников добровольно стремится её сдать, поскольку успешное преодоление этого барьера является необходимым условием для приёма в вуз. Матурита в Чехии состоит из двух частей – письменной и устной. Письменный экзамен – сочинение на чешском языке. Устный сдаётся экзаменационной комисии минимум по 4 предметам, один из которых – обязательно чешский язык и литература. Для успешной сдачи экзамена нужно получить по каждому предмету хотя бы 4 балла (удовлетворительно).Постановление Минобразования о среднем образовании перечисляет принятые в Чехии типы средних учебных заведений: гимназия, профессиональная и практическая школы, профессиональное училище, гостиничная школа, коммерческая академия, средние школы: лесоводства, педагогическая, промышленная, рыболовства, художественно-промышленная, художественная, виноделия, садоводства, медицинская и сельскохозяйственная. Гимназия – один из трёх главных видов средних школ в Чехии. Её предназначение — прежде всего, подготовка студентов к обучению в вузах или профессиональных школах высокого уровня, куда уходят до 90% выпускников гимназий.
… и терция
Терциальное образование (начиная с 19-летнего возраста) непосредственно следует за полным средним с матуриальным экзаменом. К „терции“ относятся такие виды образования, как профессиональное высокого уровня и высшее. Система обучения в профессиональных учебных заведениях высокого уровня почти аналогична вузовской, но при этом в них действуют некоторые правила средних школ (каникулы, фиксированная система учебных часов и так далее). Эта система образования углубляет общие и профессиональные знания; дневная форма длится 3 года включая практику, в медицинской и некоторых иных сферах – 3,5 года. Учёба завершается „абсолюторием“, специфическим экзаменом по избранным предметам, практическим тестом и защитой письменной работы. Одновременно с абсолюторием выпускники получают титул „дипломированный специалист“ (сокращённо DiS., пишется после имени и фамилии). Эти учебные заведения в Чехии введены в 1995 года; в них учатся примерно 10% студентов-“терциалов“.Высшее образование возможно для всех желающих с оконченным полным средним образованием (матуритой), которые успешно сдадут вступительный экзамен. Систему экзаменов каждый вуз устанавливает самостоятельно. Большая часть университетов имеет следующие аккредитованные программы: бакалаврские (как правило, речь идёт о 3-летних специальностях, в процессе изучения которых студенты получают основное представление о высокопрофессиональных областях знаний; можно завершить учёбу госэкзаменом с защитой бакалаврской работы, или же продолжить обучение в магистерской программе); магистерские (от 2 до 6 лет; в итоге сдаются госэкзамены и защищаются дипломные работы) и инженерские (касаются технических и экономических специальностей). После окончания вузов некоторые студенты продолжают углубление специализации в 3-годичных „докторских“ (аспирантских) программах.Согласно данным Института информации в области образования, к 31 октября 2004 года в чешских вузах учились 298 196 студентов, в том числе 274 962 – в общественных, 19 120 – в частных и 4 114 – в государственных. В 2004-м чешские вузы окончили 39 764 студентов. Через 5 лет, в 2009-м, в 26 государственных вузах учились уже около 370 тысяч студентов; ещё 50000 — в частных. Как видите, Чехия изо всех сил навёрстывает обнаруженный Евросоюзом недостаток людей с высшим образованием.В вузах можно учиться на очном (ранее дневном) или дистанционном (ранее заочном) отделениях, а также комбинировать обе эти формы. Кроме стандартных видов учёбы, вузы предлагают и другие формы образования: реквалификационную учёбу, университеты третьего возраста, обучение, направленное на получение педагогической квалификации, и так далее.
Ура! Стипендия!
Студенту чешского вуза могут быть предоставлены стипендии из госдотации: за выдающиеся результаты в учёбе; за выдающиеся научные, исследовательские, художественные или иные творческие результаты, способствующие углублению знаний; в случае тяжёлой социальной ситуации студента, а также в иных случаях, достойных особого к себе отношения. Стипендии, выплачиваемые из дотации, могут быть выделены и для поддержки иностранцев, учащихся в Чехии, а также студентам „докторантур“ (аспирантур). Стипендии признаются и выплачиваются студентам вузом или факультетом согласно собственному стипендиальному уставу. Начиная с 90-х годов 20-го века, правительство Чехии выделяет стипендиальные места для обучения в государственных вузах в ЧР гражданам развивающихся и иных малообеспеченных стран. Ежегодно эти места заполняются 250 студентами из стран Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Языки лишними не бывают
В нынешнем глобализированном мире знание хотя бы одного мирового языка является практически необходимостью. По всему полагать, большинство чехов это понимают. Согласно сведениям компании Czechinvest, хотя бы одним иностранным языком в 2008 году владело 87,7% граждан страны (в 2002-м их было около 75%). Больше всего чехи говорят по-словацки (72,2%), по-английски (61,3%), по-немецки (48,4%) и по-русски (42,6%). В возрасте 18-29 лет ни одним иностранным языком не владеет 6,4% людей, в возрастной группе 50-59 лет – 18,6%. Более всего возрастает знание английского — на 15% за последние 6 лет. Чаще всего в чешских школах изучаются английский, немецкий, французский и русский языки.
Битва за „койкоместа“
Мощности вузовских общежитий Чехии традиционно не могут удовлетворить мечты всех желающих. Иногородние студенты имеют право на получение дотации в размере 700 крон в месяц, поэтому часть студентов перешла на частные квартиры, но это решает проблему лишь частично. Проживание студентам предлагают также пансионы и гостиницы на окраинах городов. Они сражаются с кризисным отливом туристов, а потому цены вполне приемлемы. Например, двухместный номер в отеле пражского района Чёрный Мост стоит 4200 крон в месяц. А месячная цена за двухместную комнату в пражском общежитии доходит и до 4590 крон.
Сколько стоит чешская общага?
Город | Месячная цена за 2-местную комнату | Наличие свободных мест |
Брно | 2250-3300 крон | Почти нет |
Градец Краловэ | 2160-2610 | Почти нет |
Либерец | 1740-2400 | Имеются |
Оломоуц | 2190-2310 | Имеются |
Пардубице | 2370-2449 | Имеются |
Прага | 2250-4590 | Почти нет |
Классификация по кафедрам
Вузы Чехии делятся на университетские и неуниверситетские. Первые могут реализовывать все типы учебных программ. Помимо деятельности педагогической, они занимаются наукой, исследованиями и иными параллельными видами деятельности.Вуз неуниверситетского типа реализует прежде всего бакалаврские учебные программы, реже – магистерские. В отличие от университета, он не подразделяется на факультеты. В Чехии существуют вузы общественные, частные и государственные. Деятельность 26 общественных вузов управляется законом. Большинство из них – университетского типа, исключая политехнический институт в Йиглаве. Общественные вузы финансируются прежде всего дотациями из госбюджета. Иными видами доходов является плата за учёбу, прибыль от использования имущества и дополнительной дейтельности, платежи из госфондов и муниципальных бюджетов, дары.Частные вузы должны иметь согласие министерства образования для начала деятельности. В Чехии работают 46 частных вузов, 2 из которых – университетского типа. Все они финансируются из собственных источников; впрочем, им может быть предоставлена и госдотация.Государственные вузы – полицейские и военные. Они управляются МВД и МО, не имеют правовой субъектности и являются частью государственной организационной системы. Здесь ограничено вузовское самоуправление. Речь идёт о двух вузах университетского типа: полицейской академии в Праге и университете обороны в Брно.
Даёшь студгородки!
В большинстве зарубежных вузов студенческий городок – неотъемлемая их часть, в Чехии же это — явление скорее исключительное. Университет Яна Эвангелиста Пуркыне в Усти-над-Лабем недавно начал строительство и обустройство объектов, которые в будущем должны стать студгородком площадью более 90 000 м². Ареал университета имени Масарика в Брно, который должен быть завершён в середине 2010 года, объединит не только научные кафедры и учебные аудитории, но и спортивные объекты, кафе, рестораны и магазины. Между тем, пока в провинции эти вопросы решаются хотя и медленно, но планомерно, парадоксально отстаёт столица. Проблема территориального разброса вузовских объектов более всего очевидна на примере пражского Карлова университета. Здания отдельных факультетов рассеяны по всему городу; студенты часто вынуждены ездить из одного конца Праги в другой, чтобы прослушать отдельные лекции. Тем не менее, строительство единого комплекса Карлова университета на повестке дня не стоит. Руководство вуза стремится к созданию нескольких мини-городков, которые бы объединяли несколько факультетов.
Первые среди равных
Чешские образовательные институции известны и популярны, например, ввиду долголетнего высокого престижа, из-за уникальности концепции и набора предлагаемых специальностей. К наиболее известным и пользующимся успехом общественным образовательным заведениям принадлежат: академия музыкальных искусств в Праге, Чешское высшее техническое училище, Карлов университет, Масариков университет в Брно, Силезский университет в Опаве, университет Палацкого в Оломоуце , университет Томаша Бати в Злине, экономический институт в Праге, высшее техническое училище в Брно и Западночешский университет в Пльзени. Кроме того, пользуются авторитетом и такие вузы, как пражские химико-технологический институт, академия изобразительных искусств, художественно-промышленный институт и Чешский университет земледелия, академия музыкальных искусств имени Яначека (Брно), Южночешский университет (Ческэ Будейовице), университет сельского и лесного хозяйства имени Менделя (Брно), Остравский университет, технический университет (Либерец), университеты в Градце Краловэ, имени Я. Э. Пуркыне (Усти-над-Лабем), ветеринарно-фармацевтический (Брно), горный институт (технический университет в Остраве) и политехнический институт в Йиглаве.
Иностранцам вход рекомендован
Приём иностранца на учёбу в среднюю и высшую школу обусловлен его легальным нахождением на территории Чехии. Учёба в государственных вузах – бесплатна как для чехов, так и для иностранцев. Достаточно лишь во время приёма доказать способность учиться на чешском языке. Но бесплатность касается лишь учёбы как таковой; студентам-иностранцам, разумеется, придётся финансировать проживание, питание, покупку учебников и так далее. Для этих целей стипендии могут получить лишь студенты, обучающиеся на чешском языке. В частных же вузах все студенты платят соответствующую сумму за учёбу из собственных средств, вне зависимости от того, являются ли гражданами Чехии или иностранцами. Но эта плата всё равно менее высока, чем в России. Интерес молодых людей из России и стран с высоким знанием русского языка (например, Казахстана, Азербайджана) к чешским вузам имеет нарастающую тенденцию.Для бесплатного обучения в университетах Европы не везде созданы равные условия и, если есть возможность учиться бесплатно, то только после экзамена по госязыку. Его уровень определяют правила ЕС, с 2009 года применяющиеся и в Чехии. Чешский язык, однако, принадлежит к славянским; для выходцев из бывшего СССР он достаточно близок. Позитивно воспринимается и географическое положение Чехии между Востоком и Западом, которое идеально подходит для тех, кто желает продолжить карьеру ещё дальше от Москвы и Праги. Они выбирают вуз в зависимости от престижа и степени признания его диплома в Западной Европе и за рубежом вообще. Студенты едут в Прагу, чтобы получить образование в одной из самых стабильных стран Европы. Наиболее популярны среди россиян пражские экономический институт и Карлов университет. Технически ориентированные специальности, кстати, лояльны к знанию чешского. В 2007-08 учебном году большинство иностранцев учились в Праге, Брно и Оломоуце; россияне составляли 5% от общего числа иностранных студентов в чешских вузах. Из 1370 российских студентов почти 1000 учатся бесплатно в госвузах. За обучение в вузах не платят более 300 студентов из Беларуси и около 600 украинцев.
На кафедру – через консульство
Прежде, чем студенты-иностранцы займут места за чешскими учебными столами, им придётся решить ряд необходимых формальностей. Речь идёт о визовой процедуре в консульстве Чехии. Для получения долгосрочной визы или вида на жительство с целью приобретения образования будущие студенты должны предоставить сертификат на знание чешского языка (не старше 180 дней), а также несколько других документов. Если ходатайство не отклонят, то заявитель для получения визы сроком на более 90 дней должен предоставить документ о медстраховании на весь срок проживания в стране.Граждане иностранных государств при желании учиться в ЧР бесплатно обязаны сдать экзамен по чешскому языку (по крайней мере, уровня А1), поэтому к финансовым затратам на транспорт, проживание, оформление виз, обязательное медстрахование и многое другое они должны прибавить инвестиции по ликвидации языкового барьера. На вэб-сайте Института языковой и профессиональной подготовки Карлова университета указано, что годовой курс чешского языка стоит €3480; сумма от €610 поможет поступить на интенсивные 6-недельные курсы. Другим приемлемым вариантом являются уроки чешского в России: достаточно поискать преподавателей чешского языка в МГУ и иных головных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, а сегодня – уже и в других краевых и областных центрах РФ.Кстати, значение изучения чешского языка для иностранцев возросло после 1 января 2009 года благодаря изменениям и дополнениям в закон 326/1999 о пребывании иностранцев на территории Чехии. Эта норма определяет обязанность иностранца, ходатайствующего о выдаче ему разрешения на постоянное проживание в ЧР, продемонстрировать знание чешского путём сдачи экзамена.
Скупее продвинутых стран
Положение чешского образования, как и везде в мире, упирается в финансы, которых всегда не хватает. Живой пример: до самого последнего момента, ввиду кризиса, грозило, что Минобразования ЧР в 2010 году получит из госбюджета на 3 миллиарда крон меньше, чем в 2009-м. Правительство, в конце концов, выделило министерству ещё 2 миллиарда, однако школы всё равно будут в минусе. При этом, согласно статистике, Чехия и без того даёт на образование меньше денег, чем в среднем страны ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей 30 наиболее развитых государств). В продвинутых странах эта сумма равна в среднем 6,1% ВВП. Чехия же в 2000-06 годах выделяла на эти цели 4,8% ВВП.Например, дефицит учебников, сборников упражнений, хрестоматий – серьёзная проблема чешских учеников и студентов. Но Чехии хорошо, за неимением денег в бюджете она, в крайнем случае, может обратиться за помощью к Евросоюзу. Например, только на поддержку чешской читательской и математической грамотности, а также лучшего изучения естественных наук выделено почти 5 миллиардов крон из фондов Евросоюза. Эти деньги начальные школы будут получать по упрощённой системе в 2010-11 годах. Касса ЕС также оплатит повышение квалификации чешских педагогов и оснащение школ.Но этого всё равно мало. Денег, откровенно говоря, в последнее время не хватает и, грубо говоря, на поддержание штанов учителей. Последние несколько раз протестовали, пытаясь убедить парламент, чтобы он на будущий год хотя бы сохранил их зарплаты на нынешнем уровне, не сокращая их ввиду кризиса. Добиться удалось лишь частичных уступок со стороны депутатов.По части того, сколько Чехия инвестирует в одного ученика-учащегося-студента, страна в сравнительной таблице, где присутствуют иные развитые страны мира, занимает пятое место. Но с конца. Наиболее болезненным местом чешского образования являются зарплаты учителей. Они тоже идут из госбюджета. По мнению учителей, эти суммы – маленькие, а потому заставляют многих хороших педагогов менять профессию. Косвенно это подтверждает и статистика местного Института информирования и образования. В 2009 году за учительские столы всех рангов встало, по сравнению с годом минувшим, на 1000 педагогов меньше. Будет ли их число и далее убывать, покажет время. Кстати, средняя зарплата педагога в Чехии в 2009 году была равна 25 370 крон.
Деньги из Брюсселя
Евросоюз планирует в 2007-13 годах предоставить Чехии дотации по программам „Исследования и развитие“ и „Образование, конкурентноспособность“ в размере почти 4 миллиардов евро. Впрочем, чешское образование уже ряд лет подпитывается из таких европрограмм, как Socrates, Leonardo da Vinci, Youth (неформальное воспитание и обучение молодёжи), Jean Monet (европейская интеграция в областях экономики, права, политологии, истории и философии), Европейская добровольная служба (позволяет желающим в течение года работать добровольцами за рубежом), eLearning (эффективное включение информационных и коммуникационных технологий (ICT) в системы образования и профподготовки в Европе) и другие. Большинство чешских университетов являются членами программы Socrates/Erasmus, которая финансируется ЕС с целью поддержки взаимоотношений между университетами Европы, улучшения системы образования и „углубления понимания общеевропейских масштабов и величин“. Программа делает ударение на усилении „европеизации“ образовании в форме проектного сотрудничества учебных заведений, мобильности студентов и учителей, повышения качества языкового образования во всех типах узов, поддержки инноваций в образовании, включая инсталлирование информационных технологий в систему обучения.
Как перейти из минуса в плюс
Надо сказать, что чехи в иных вопросах „запрягают“ еще медленнее, чем вошедшие в связи с этим в поговорку россияне. Например, чешское министерство образования лишь планирует в будущем начать реализацию программы студенческих кредитов, которые будут возвращаться после обучения. Следующим шагом могло бы быть введение платы за учёбу. Между тем, в России эти „прогрессивные“ шаги уже сделаны. Сегодняшнее положение дел таково, что среднестатистический студент чешского вуза несёт убытки в размере 2000 крон в месяц. По данным исследований, он финансируется 6000 крон, но при этом нуждается в 8000. Учёба в Чехии хоть и бесплатная, но у большинства семей стремительно растут расходы на околоучебные цели. За последние пять лет студенческая жизнь подорожала более, чем в два раза. В большинстве случаев бремя расходов несут родители. На то, что деньги придут именно от „предков“, рассчитывает 90% студентов. От родителей они получают в среднем более 3000 крон в месяц. Семь студентов из десяти ещё и зарабатывают деньги самостоятельно. Но эти суммы не могут полностью покрыть все расходы. Поэтому остальные деньги идут из дотаций, стипендий, личных сбережений или, к примеру, от партнёров.Минобразования утверждает, что хочет дать всем желающим учиться одинаковый шанс, чтобы студенты сосредоточились на учёбе, не будучи должны перманентно искать деньги на жизнь. Ещё до майских парламентских выборов 2010 года министерство хочет представить проект предоставления банковских кредитов, которые можно было бы начать возвращать, например, два года спустя после окончания учёбы. Такие кредиты обычны для Западной Европы, где их получает более половины студентов. В Чехии же на учёбу занимают деньги в банках лишь 4% студентов вузов.
„Ромалэ“ и их проблемы
Крупной образовательной проблемой Чехии являются… цыгане. Недавно чешское государство организовало социальную рекламу: чернорабочих городского коммунального хозяйства, преимущественно цыганской национальности, снабдили спецодеждой с надписью на груди: „Мне нужно было лучше учиться“. Чехов активно критикуют за дискриминацию цыган в разных областях, в том числе – по линии просвещения. Вот они и реагируют, как могут. Шутки шутками, но вопрос этот очень жгучий. С одной стороны, чехов из-за цыган считают чуть ли не главными ксенофобами Европы; с другой — государство вынуждено оплачивать социальную неустроенность сограждан с более тёмным цветом кожи миллиардами крон из бюджета. Например, в 2008 году Чехия заплатила цыганам и за цыган (которые не имели возможности получить достаточное образование, не работают и потому получают социальное пособие) около 16 миллиардов крон. Считается, что 25% чешских школ намеренно исключают цыган или переводят их в специальные учебные заведения. Спецшколы посещает более четверти (26,7%) всех цыганских детей, а вот среди отпрысков чехов таких „спецдеток“ – лишь 2,17%. Если верить чешским СМИ, то образовательные проблемы местных цыган не завершаются и с пересечением чешской границы. Как известно, это местное нацменьшинство активно эмигрирует в Канаду. Но и там эпопея под названием „Цыган и школа – понятия несовместимые“, увы, продолжается. „Их образование никуда не годится, они не умеют говорить по-английски, не слушают учителя и часто увиливают от школы“: так канадская газета The Toronto Star описывает отношение к учёбе со стороны детей цыганских беженцев из Чехии и Венгрии. Знания цыганских детей существенно отстают от уровня их канадских сверстников. Однако родителей это не беспокоит. Они не заботятся о том, чтобы их дети ходили в школу. Например, когда 14-летняя девочка-цыганка перестала посещать занятия, директор школы попыталась выяснить причину. Отец ученицы заявил, что она уже достаточно взрослая для замужества и в образовании не нуждается.
О „липовых“ дипломах и девальвации
Местные критики чешской системы образования (в частности, высшего) в последнее время к месту и не к месту поминают дело о „реактивных“ студентах пльзеньского юрфака и других вузов. При этом они подчёркивают, что самое грустное – не только незаконно, в рекордные сроки полученные титулы и списанные (или вообще не написанные) дипломные работы.Гораздо более важной и глубокой проблемой, по мнению критиков, является долгосрочная правительственная концепция терциального образования, нацеленная на максимальный рост числа людей с вузовскими дипломами. Даже ценой того, чтобы в большинстве высших учебных заведений требования были снижены настолько, чтобы титул магистра или кандидата наук мог получить, в сущности, любой человек с багажом знаний выпускника гимназии. Причём совершенно легально, без нарушения предписаний. Эта концепция высшего образования была якобы задумана как определённый вид рекламы для привлечения иностранных инвесторов в Чехию: „Посмотрите, какие у нас образованные и квалифицированные работники! Видите? Так переводите к нам поскорее ваши производства современных технологий и инновационные центры!“ Нужны были титулы, а не более высокий уровень образования. Вузы же (мотивированные государственным способом финансирования – согласно количеству студентов) на этот спрос реагировали с благодарностью. Что и привело, мол, к девальвации высшего образования. При этом интересно вот что: чешские студенты в целом удовлетворены качеством местных вузов и их преподавателями. Согласно результатам исследования Минобразования, 64% студентов считают своё образование вполне сравнимым с европейским.
Юридический скандал по-пльзеньски
Недавно чешской вузовской системе была нанесена увесистая и хлёсткая оплеуха. Выяснилось, что более 400 студентов юрфака Западночешского университета в Пльзени (преимущественно влиятельных людей из сфер политики, бизнеса и государственного управления) учились по странному сокращенному режиму; десятки их ухитрились окончить вуз… в течение летних каникул. Были брошены громкие обвинения в мафиозности. В процессе разоблачений прозвучали многие известные в Чехии фамилии, например, имя бывшего премьер-министра страны Станислава Гросса, дипломную работу которого так и не смогли найти в архиве юрфака.
Инвестиции в себя
Не довольствуясь достигнутым, чехи хотят застраховаться на будущее. Ведь оно сулит ещё большие проблемы с безработицей, связанными с ней более частой сменой работы и реквалификацией. Работодатели будут требовать от работников очень узкой профессиональной специализации, или же, напротив, очень широкого спектра знаний и навыков. Наибольшие гарантии благополучия и приличных доходов обеспечивают себе те, кто инвестирует в себя, как в человеческий капитал, неустанно расширяя своё know-how. Сегодня образование в течение всей жизни является совершенно необходимым.Сфера „пожизненного“ образования является одним из пяти главных приоритетов политики образования, сформулированных в 2000 году на Лиссабонской конференции ЕС. В рамках „пожизненного“ образования университеты реализуют множество самых разных курсов, предназначенных для всех желающих. Некоторые вузы организуют так называемые университеты третьего возраста. Они ориентированы на людей преклонного возраста, которые могут получить новые знания по избранным специальностям; как правило, эти университетские курсы бесплатны. Они не только позволяют пожилым гражданам повысить свой интеллектуальный уровень, но и стимулируют их интерес к современным событиям, активное отношение к жизни.
Как подготовить универсалов, или Выход из хаоса
Сегодня в центре внимания европейского общества оказывается непрерывная реквалификация. Точнее, вопрос: как сделать так, чтобы каждый мог выполнять любую работу в любой момент жизни? Времена, когда молодой человек 20 лет от роду поступал на работу на предприятие, с которым при уходе на пенсию же и прощался, возможно, безвозвратно ушли в прошлое. Сейчас в цене гибкость, способность быстро „перестроиться“, стать специалистом в иной профессии. Идёт поиск решения проблемы: как снабдить молодое поколение универсальным набором общих знаний, которые позволят в любой ситуации безболезненно переместиться в до сей поры непознанную профессиональную среду?Того же 350 лет назад добивался и гениальный чешский педагог Ян Амос Коменский. Ничего удивительного, ведь свои произведения он также создавал во времена больших социальных трудностей, желая вывести человечество из лабиринта хаоса. Коменский был пропагандистом пансофии – науки о познании всего. Он хотел научить своих учеников этому „всему“. Но вскоре понял, что это невозможно. Даже при тогдашнем объёме знаний для этого недостаточно было бы одной жизни. В своей „Большой дидактике“ он пишет: „…чтобы все (…) учились, дабы знать основы, причины и цели всего самого важного, что есть и что происходит; чтобы они в этом мире не встречались с чем-то настолько непознанным, что о нем не могли составить некое скромное представление, и чтобы они это могли мудро и безопасно использовать“. То же самое является и целью современных устремлений последователей великого педагога.Чтобы можно было разобраться во множестве вещей, которые нужно познать, требуется их классифицировать согласно некоему порядку. Порядок есть выход из хаоса. Коменский хотел учить на каждом уровне образования тому же самому, но при этом расширяя круг знаний. Эта система и сегодня применяется на практике; вечной проблемой, однако, остаётся определение того, что к комплексу нужных знаний относится, а что – нет. Чешские школяры вот уже много веков занимаются разгадкой этого вечного ребуса.