Чешские семьи вынуждены в нынешнем году вести домашнее хозяйство крайне осмотрительно, чтобы не попасть в пучину финансовых проблем. Дело в том, что, оказывается, до уровня среднестатистической „грязной“ ежемесячной зарплаты, которая в прошлом году составляла 23 598 крон, в Чехии не могут „допрыгнуть“ целые 2/3 трудящихся. В некоторых кварталах доля людей, печально „ныряющих“ под этот воображаемый уровень, повышается до 68%. Таков итог информационного отчёта о доходах чешских семей, который был недавно подготовлен министерством по труду и социальным вопросам.
Портал www.novinky.cz провёл интернет-анкетирование, в котором участвовало рекордное количество читателей сервера – 25661 человек. На вопрос „Какова ваша „грязная“ зарплата?“ оптимистический ответ „Выше среднего, более, чем 23 598 крон“ дали 25,8% респондентов. Не смогли этим похвастаться, соответственно, 74,2%.Ещё одно неприятное для чехов известие пришло из Чешского национального банка. Растёт количество домашних хозяйств, которые не возвращают долги: общая сумма кредитов, которые не выплачиваются дебиторами в течение периода, превышающего 90 дней, в марте 2010 года выросла на 43 миллиарда крон. Больше всего люди не платят потребительские кредиты, однако растут в последнее время и проблемы, связанные с ипотеками, где регулярные взносы уже просрочены по сумме в 16 миллиардов крон.
Специалисты насчитали сразу несколько причин финансовых проблем чехов. „Это – отражение ситуации на рынке труда и роста безработицы, — заявил аналитик Citibank Яромир Шиндел. — Фирмы в результате кризиса также не повышают зарплаты работников; скорее, наблюдается процесс их снижения.“ По его мнению, положительные перемены по части способности возвращать долги можно ожидать, когда положение на рынке труда изменится к лучшему, каковая радость предполагается на рубеже 2010 и 2011 годов.
Самое дорогое – не глупость, а жильё
Одновременно, по данным аналитиков Чешского статистического бюро (ЧСБ), изменяется структура расходной части бюджета чешских домохозяйств. Им удалось опровергнуть высказанную героем культового советского фильма „Место встречи изменить нельзя“ теорию относительно того, что самое дорогое на свете удовольствие – это глупость. В Чехии её место заняла оплата жилья по договору аренды и всего, что с ним неразрывно связано. ЧСБ сообщает, что наибольшую часть семейных финансов поглощают аренда жилья, его ремонт, вода, электричество и отопление.Эти показатели опередили продукты питания, которые годами были на первом месте. По мнению аналитиков, разница заключается в том, что, если растут цены продовольствия, то можно или заменить его более дешёвыми видами продуктоа, или ограничить потребление. А вот в случае с большинством фиксированных платежей за жильё и всё, что к нему относится, пространство для маневра крайне ограничено. Квитанции должны быть проплачены, хоть ты тресни; единственная реальная возможность снижения расходов за проживание – обмен квартиры, который, однако, нелегко реализовать; кроме того, переезд влетит в десятки тысяч крон форсмажорных расходов.Согласно исследованию Почтового сберегательного банка Poštovní spořitelnа, 47 процентов граждан Чехии не откладывают деньги потому, что не имеют достаточного уровня доходов. Долги чешских домашних хозяйств в банках и финансовых институтах в течение марта 2010 года увеличились на 4,87 миллиарда крон, достигнув уровня в 993,3 миллиарда; за последний же год эта сумма увеличилась на 86,9 миллиарда крон. Растущая гора проблем, связанных с финансированием семей, подтверждается и специалистом Пршемыслом Гоудой, работающим в Ассоциации гражданских консультаций. Количество клиентов, которые просят совета по поводу серьёзных финансовых трудностей, из года в год чуть ли не удваивается. В 2009-м такие консультации разбирались с 8335 проблемными семейными бюджетами.
Vox populi: от „клеток для кроликов“ до „гражданской войны“
На чешских интернет-форумах тут же поднялся по этому поводу неслабый шум. Глас народа был по большей части однозначным. „Сегодня об этом знает каждый ребёнок в рабочей семье. Только вот работодатели читают подобные вещи без всякого удовольствия,“ возмущались одни. „В Чехии – мировые цены за энергию и нищенские зарплаты!“ вторили им другие. „Вчера мне пришла из финансового бюро квитанция об оплате налога на недвижимость, который повысился на 100%. Наверное, придётся пахать теперь три субботы в месяц вместо прежних двух,“ с горечью констатировал ещё один гражданин. „Не надо нам об этом каждый месяц напоминать. Лучше придумайте, как заставить некоторые фирмы платить больше. Например, те же корейские Hyundai или Kia, которые делают людей рабами, да ещё и не желают им платить,“ вносил рацпредложение его товарищ по несчастью.„Если учесть 1000%-ную инфляцию и изменение расклада цен, то моя зарплата до 1989 года, равная 2800 кронам, должна была бы достичь сегодня уровня 28000 крон. Но я получаю 27600 крон, то есть, реальный заработок снизился на 400 крон. Плюс к этому, в 1989-м у меня было среднее образование, а сейчас – высшее, — рассуждал чех, которому, исходя из статистики, надо было бы чувствовать себя чуть ли не „в шоколаде“. — 20 лет назад мои социальные права и пенсия были гарантированы, а завтра, если будут претворены в жизнь планируемые изменения, то на обеспечение этих систем госсредств не хватит. Почему же я не должен голосовать за коммунистов?“„Господин Гавел в 1989-м под согласный звон ключей на Вацлавской площади провозгласил, что панельные дома эпохи товарища Гусака – это клетки для кроликов. Вот вы и получили то, что хотели: дешёвое жильё уже никогда не вернётся в Чехию,“ напоминал некий „форменный коммунист“. „В эту нашу прекрасную среднестатистическую зарплату включаются грабительские вознаграждения руководства, незаслуженно-высокие зарплаты менеджеров банков и так далее… Неладно что-то в королевстве чешском. Надо бы снова звякнуть ключами, но не над головой, а прямо о некоторые головы. Может быть, в них придёт озарение,“ подхватывал его „партайгеноссе“.„Моя жена с институтским дипломом работает медсестрой за 11500 крон в месяц. Как это понимать, если в здравоохранение текут деньги, а больница получает прибыль? Плохи дела не только у рабочего класса. Немало врачей имеют базовую зарплату в 16000 крон, поэтому, чтобы побольше заработать, они должны приносить в жертву своё свободное время и дополнительно дежурить в больнице,“ делился впечатлениями ещё один товарищ, пострадавший от акульего капитализма. Его пыл пытался остудить приверженец идей рыночной экономики: „Да, при коммунистах все имели одинаковый доход. Значит, у тех, кто после переворота пытался что-то сделать, основал фирмы, что раньше не было возможно, теперь коммунисты должны снова отобрать имущество, как в 1948-м? Вы хотите, чтобы вспыхнула гражданская война?“