В этимологическом происхождении слова «революция» замешан глагол volver – катать, валить. Знаменитый Марианский столб на Староместской площади Праги был свален ураганом революционно-фанатичного безумия, который обуял толпу пражан в судьбоносном для страны 1918 году. Сто лет пустует место на Староместской площади — и сто лет не затягивается открытая рана на сердце Праги…
Чудо военного времени
История возведения в центре Праги Марианского столба уносит нас в жуткие времена Тридцатилетней войны, которая выкосила треть населения Чехии и кровавым плугом перепахала практически всю Европу. В самом её конце, осенью 1648 года шведские войска оккупировали Малу Страну, опустошили Пражский Град и пытались захватить Старе Место. Город защищали крепостные стены, и наиболее доступным путем к цели был Карлов мост. Тогда мещане, ремесленники и студенты образовали Марианское ополчение и самоотверженно встали на защиту Старого Места против хорошо вооруженной профессиональной армии шведского короля. Когда у патриотов города заканчивались силы, они обращали взор к небу и просили Божьей помощи и заступничества Девы Марии. В своих молитвах отчаявшиеся люди обещали в случае, если удастся предотвратить разрушение Праги вражескими войсками, поставить колонну с изображением заступницы в центре Староместской площади и таким образом увековечить признательность Богородице. Чудо произошло; Дева Мария остановила захватчиков; шведы не прорвались сквозь живую оборонительную стену горожан.
Колонна благодарности
После окончания войны пражане подали прошение о возведении памятного Марианского столба императору Фердинанду III, который поддержал их просьбу, а также пожертвовал на благое дело значительную сумму из личных средств. Закладной камень был положен в апреле 1650 года. Старинная площадь превратилась в каменотесную мастерскую, сюда были привезены гигантские блоки песчаника из местечка Жегровице. На площади, не покладая рук, работал скульптор Ян Йиржи Бендл с тремя помощниками. Прекрасное строение было завершено 30 сентября 1650 года.
Два года Прага ждала освящения Марианской колонны. В 1652 году в чешскую метрополию приехал император Фердинанд III; 13 июля, в день рождения императора, пражский архиепископ, кардинал Арношт Гаррах освятил сооружение.
Колонна стояла на возвышении, окруженном со всех четырех сторон тремя ступенями и балюстрадой. Внутри помещалась часовенка с четырьмя пилонами по углам для скульптур ангелов, борющихся с дьяволом. С верхней части цоколя вверх устремлялся столб, увенчанный статуей Девы Марии Непорочной с ореолом из двенадцати звезд. Правая нога женщины попирала голову дьявола в виде крылатого дракона. Общая высота колонны составляла 15,83 м. Статуя была покрыта позолотой, колонна покрашена красной краской с прожилками, имитирующими мрамор.
Марианская колонна стала неотъемлемой частью жизни пражан. Ее ступени никогда не пустовали. Здесь сидели извозчики и носильщики, делясь друг с другом своими заботами; провинциалы ожидали случайного заработка у столичного хозяина. Считалось, что посидеть на «марианских» ступеньках – все равно, что заручиться поддержкой самой Богородицы.
Назначена виновной
28 октября 1918 года пала монархия Габсбургов и была провозглашена независимая Чехословакия. В порыве радости за долгожданное обретение свободы, народ стал крушить всё, что имело хоть какой‑то признак принадлежности к империи. Марианский столб, как «наследие империи Габсбургов», решено было снести.
Организатором свержения колонны был Франта Сауэр, представитель пражской богемы, писатель, торговец, друг литератора Ярослава Гашека. Желание Сауэра повалить колонну не было спонтанным. Позже он утверждал, что социал-демократ Юлиус Скала сообщил ему о тайном решении исполнительного комитета партии уничтожить колонну и попросил взять дело в свои руки.
Для мероприятия был выбран подходящий день – 3 ноября 1918, когда социал-демократы и социалисты созвали народ на манифестацию на Белой горе, приуроченную к годовщине сражения. После митинга возбужденная национальными лозунгами толпа ринулась в центр города, надвигаясь на Староместскую площадь свинцовой грозовой тучей. Основной костяк команды по сносу Марианского столба составляли жители тогда еще не входившего в столичный округ района Жижков. На подводах, запряженных лошадьми, они поджидали митингующих у памятника Яну Гусу, заранее приехав на место запланированного действа.
Агрессивно настроенная толпа прибыла на площадь в начале пятого. Изрядно пьяный Сауэр выкрикивал подстрекательские призывы «скорее выкорчевать с корнем имперское зло». Статую обмотали веревками и начали тянуть, чтобы колонна упала непосредственно к ногам памятника Яна Гуса, забыв, что идеолог чешской Реформации сам был почитателем Матери Божьей и в своих сочинениях говорил о ней с большим уважением. Колонна стоически держалась на месте. Тогда было решено валить её в направлении Тынского храма; сменили и тактику – столб пытались раскачивать. Зрелище было дьявольское: веревки лопались от напряжения, люди падали и орали в приступе ярости, над площадью нависла атмосфера абсолютного зла. Наконец колонна с грохотом обрушилась на землю, разбившись на 7 больших частей и множество мелких осколков. Испуганные горожане их спешно подбирали, прятали за пазуху и уносили домой.
Искупление откладывается
Прозрение, как утреннее похмелье, было мучительным. Для новой чехословацкой власти проблема оказалась крайне неудобной, поэтому решили позорный инцидент загладить в прямом смысле: каменщики за ночь очистили площадь от обломков, заровняли мостовую так, будто более 250 лет здесь и не было никакого памятника. Уже на следующий день пражских псевдо-патриотов прогрессивно мыслящая общественность назвала вандалами, а фантомные боли от дикого поступка обезумевшей «революционной» толпы преследуют пражан до сих пор. Инициатив по восстановлению Марианского столба было множество. Любопытно, что самая масштабная из них пришла из-за границы, от чехословацких эмигрантов, избравших символом своего единения с Родиной Деву Марию. На собранные пожертвования в Риме изготовили скульптуру, а в 1993 году привезли её в Прагу, установив вблизи Страговского монастыря, ожидая согласования бюрократических процедур. Но длятся они по сей день.
Комиссия при мэрии Праги то открывает, то закрывает рассмотрение вопроса по восстановлению колонны в центре Староместской площади. А дискусии волнами прокатываются по просторам социальных сетей, выплёскивая на поверхность самые разные точки зрения. Моё сердце тронула цитата, полная мудрости и доброты: «Матушка Богородица, не оставляй нас, неразумных! Наши предки поставили эту колонну во славу Тебя и в благодарность за спасение Старого Места от шведов. И с тех пор о ней столько всего напридумывали! Матушка Богородица, прости нас! Ведь ты не хочешь, чтобы мы из-за тебя дрались»…
…