Когда в чешских краях зародилось пчеловодство – можно только догадываться. Первое упоминание об этой деятельности на здешней территории историки нашли якобы в летописях 993 года, где говорилось об обязательном сборе десятины мёда с каждого владельца пасеки. Известная реформаторша, императрица Мария-Терезия, тоже не обошла своим вниманием пчеловодов; в 1775 г. она издала специальный указ о разведении пчел. Во времена Первой Республики (точнее — в 1919 году) в тогдашней Чехословакии был основан научно-исследовательский институт пчеловодства в Доле (Výzkumný ústav včelařský v Dole), который существует до сих , правда, уже не как государственная, а как коммерческая организация (приватизированная в 1997 г.). Институт известен в Европе и мире своими выдающимися достижениями в селекционном деле, а также в борьбе с заболеваниями пчёл.
В отличие от большинства стран Европейского Союза, не особо ориентированная на сельское хозяйство Чехия в настоящее время полностью удовлетворяет потребности внутреннего рынка в мёде. Обеспечивают такие успешные медовые «надои» пчёлки породы карника, или по‑научному – краинские медоносные пчелы. Несмотря на то, что завезены они была из Австрии, характер у пчёлок чисто чешский: спокойный хозяйственный, миролюбивый и легко адаптируемый к переменчивым внешним обстоятельствам. За время нахождения Чехии в ЕС страна почти в 6 раз увеличила посевные площади рапса, что в немалой степени способствовало созданию дополнительной «питательной среды» для пчёл, и, соответственно, увеличению количества мёда. Вхождение же чешских пчеловодов в общую европейскую семью, по оценке экспертов, дало как плюсы, так и минусы: на одной чаше весов лежит дотационная финансовая поддержка, а на другой – открытый союзный рынок, не способный регулировать наплыв дешевой и менее качественной продукции из соседних стран. На страже местного продукта стоит серьезная и влиятельная организация — чешский союз пчеловодов (ČSV — Český svaz včelařů). Из их публикаций следует, что частное предпринимательство в данной области сейчас на подъёме. Единственное в Чехии училище, которое готовит дипломированных пчеловодов (находится в городке Насаврки Либерецкого края), в последние годы отмечает небывалый наплыв студентов-заочников; количество мест пришлось увеличить вдвое. Приобщиться к таинствам «сладкой» профессии можно в любом возрасте: так, в прошлом году самому младшему студенту в день экзаменов исполнилось 23 года, а самому старшему – 75.
В чешской национальной кухне мед используют по принципу «разумная достаточность», то есть, умеренно. Практически в любом ресторане посетителю к заказанной чашке чая обязательно принесут порционный пакетик с мёдом. Завоевавшему чешские сердца и желудки медовому торту «Марленка» (его в 2003 году запустил в массовое производство предприниматель из Армении Геворг Аветисян) уже негласно присвоили статус чуть ли не самого популярного современного чешского десерта. Без мёда немыслимо приготовление знаменитого пардубицкого пряника и ряда сортов рождественского печенья. Весьма сомнительно чешское происхождение блюда «карп в медовом маринаде», но некоторые чешские кулинароведы убеждены в его истинно богемской родословной, а рестораторы пропагандируют как «старинный богемский деликатес». Вкус, прямо скажем, очень на любителя. Куда приятнее полакомиться теплыми оладьями – «ливанцами» с ложкой ароматного свежего мёда!
Третьим по популярности «алкогольным» сувениром из Чехии (после пива и ликера «Бехеровка») является медовина. Варят напиток из мёда и дрожжей, выдерживают в деревянных бочках. Медовары говорят, что качество и происхождение мёда определяет не вкус, а только цвет: из светлого липового жидкость получается нежно-желтая, а, скажем, из гречишного – темно-янтарная медовина. Её часто называют медовым вином, потому что крепость не превышает 16 градусов. Употреблять напиток рекомендуют либо в охлажденном виде (около 14 градусов) либо в тёплом (идеально — около 50, но не более 60 градусов). Дегустацией множества сортов медовины особенно приятно заниматься на рождественских ярмарках.
…