Чехи, Афганистан и советские вертолёты

Чехи, Афганистан и советские вертолётыЧешских специалистов недавно мысленно с благодарностью потрепал по щеке американский генерал Майкл Боэра: „Чехи для нас – настоящее сокровище, они без труда обращаются с афганским боевым снаряжением и техникой советского производства 30-летней давности“.

Оказывается, опыт чешских экспертов чрезвычайно пригодился при создании вертолётного подразделения афганской авиации, основанного преимущественно на советско-российских машинах. У афганцев есть 25 Ми-17 (12 из них подарены Чехией) и 9 штурмовых Ми-35. Кроме того, тамошняя полиция  получила от Германии ещё два Ми-17. Общий парк машин в перспективе должен составить 50 вертолётов.

Генерал Боэра как раз отвечает за ввод тамошней авиации в боевой строй. Вот он и нарадоваться не может тому, как кстати пришлись чехи с их уникальным умением навести мост между советским прошлым и современной авиацией. Генерал в эти дни побывал в Праге, где участвовал в конференции, посвящённой „вертолётной инициативе“ НАТО. Этой инициативой руководят чехи; её цель – эксплуатация и ремонт старых машин и приобретение новых.

"Чешская команда способна работать со старой советской техникой, поддерживая при этом профессиональный уровень, который является привычным на Западе, — подчеркнул М. Боэра. — Сегодня афганцы работают так: если чего поломалось, врежут по вертолёту несколько раз молотом, что-то скрепят изолентой, — и машина готова к полёту. Это – прекрасное качество советской техники, но для нужд НАТО этого мало“.

По словам генерала, многие афганцы-авиаторы по-прежнему говорят по-русски, действуют согласно тому, чему их 30 лет назад обучили советские инструкторы. Чехи же, которые говорят по-русски и по-английски, знают, как переориентировать афганцев на западные требования, где превалируют такие ценности, как большая централизация управления, децентрализация действий подчинённых и профессионализм всего экипажа машины. США не могут внедрить эти западные стандарты самостоятельно, и потому нуждаются в помощи союзников по НАТО. Прежде всего – из постсоциалистических стран.