Те, кто наивно думает, что алхимики, которых в Чехии еще лет 400 назад водилось видимо-невидимо, занимались только опытами по превращению металлов обычных в драгоценные, глубоко ошибаются. Алхимия была целой тайной наукой, стремившейся к трансформационному совершенствованию не только полезных ископаемых, но и самого человека. Кто знает – может быть, она была древней провозвестницей сегодняшних кибернетик, генетик и других наук, изменивших за последние 100 лет жизнь человеческую так же волшебно, как алхимики якобы превращали свинец в золото? Вдруг через 20-30 лет окажется, что „шарлатаны с ретортами“ были правы и действительно знали секреты, утраченные после того, как церковь и просвещение загнали алхимиков в безнадежное подполье?
Каждой планете – по металлу
Говорят, что алхимией занимались еще древние египтяне. Во всяком случае, ее название предположительно происходит от египетского слова «chemi» (черный). Эти неизвестные древнеегипетские ученые якобы уже 4000 лет тому назад всерьез взялись за изучение черных металлов, чтобы сделать их цветными и очень даже блестящими. Иудейский царь Соломон тоже будто бы занимался этой наукой. Изыскания алхимиков первоначально брались из опытов в области металлургии. Весьма вероятно, что первый человек, добывший медь, думал, что произвел на свет несовершенное золото. Алхимия не только искала способ возврата вещества к утраченному превосходству, но и была посвящением в таинство. Очищались страсти; не металлы, но люди проходили сквозь тигель.
Эстафету древних египтян и иудеев приняли древние же греки, которые углубили алхимические исследования в эпоху поздней античности (II-VI века нашей эры). Александрийские греки придумали металлопланетную алхимическую символику: серебро есть Луна, ртуть – Меркурий, медь – Венера, золото – Солнце, железо – Марс, олово – Юпитер, а свинец – Сатурн. Небесным покровителем хитрой науки был египетский бог Тот, которого греки переименовали в Гермеса (в честь него алхимию еще называли герметикой). В Центральной же Европе древнейшими алхимиками считаются кельтские друиды.
Александрийский период оставил в наследство множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ. Самой знаменитой из книг была «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста. Древние римляне же в пылу строительства империи дело алхимиков подзабросили, и после падения Римской империи алхимические исследования переместился на арабский Восток.
Цель алхимиков — осуществление качественных изменений внутри одушевленного или неодушевленного предмета, его «перерождение», переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, открытием панацеи (универсального лекарства от всех болезней), эликсира жизни, раствора, который увеличивает плодовитость всякого семени, изучением оккультной сущности веществ и химических реакций, называют внешней алхимией. Она оперирует, в основном, с философским камнем, который именовался также «красным львом», «великим эликсиром», «философским яйцом», «красной тинктурой», «панацеей» и «жизненным эликсиром». Трансмутацию духа, достижение абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений, называют внутренней алхимией.
Персидские мотивы и китайский синдром
Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове. В конце VIII века персидский герметик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив еще два: горючесть и «металличность». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец — холодный и сухой, золото — теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» — с ртутью, «идеальным металлом». Золото — совершенный металл — образуется, если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Джабир ибн Хайян также ввел понятия „философского камня“ (субстанции, которая может превратить любой металл в золото, исцелить все болезни, дать бессмертие) и гомункулуса.
В Китае самостоятельно развивалась даосская алхимия, которая была направлена, главным образом, на обретение бессмертия с помощью особых медикаментов. Например, китайский алхимик Гэ Хун в 4-м веке утверждал, что только снадобья на минеральной основе могут гарантировать бессмертие; «золотой эликсир» (золото плюс киноварь) — самый лучший состав. Использование мышьяка, ртути, серы, свинца делают эти эликсиры сильнодействующими ядами. Принятие же их микроскопическими дозами оказывает нередко благотворное влияние на организм, сопровождается галлюцинациями и обретением различных чудесных способностей.
Назад в матушку-Европу
Лишь после захвата арабами Пиренейского полуострова в VIII веке европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Востока. Одним из энтузиастов арабской алхимии, кстати, был Папа Римский Сильвестр II (946-1003). Однако его последователи с астрологией и алхимией, главными науками средневековья, отчаянно боролись. Тем более, что особенно плотно занимались этими науками евреи, которым покровительствовали государи, противившиеся первенству римских пап. Церковь не довольствовалась тем, что сжигала их книги; астрологи и алхимики часто сами погибали на костре.
Проникновению древнегреческих алхимических идей в Европу способствовало также изучение античных трудов видными монахами-доминиканцами — Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Первым же европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-94), положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашел способ изготовления черного пороха.
Среди иных европейских алхимиков, как правило, упоминают Арнальдо да Вилланова (1235-1313), Раймонда Луллия (1235-1313) и Басилиуса Валентина (немецкого монаха 15-16-го веков). Уже в первой половине XIV века Папа Римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.
…