Volkswagen и Škoda в 2009-м продали рекордное количество автомашин. Но золотые времена уже в прошлом. Ситуация на заводе непростая: программа сдачи старых машин на металлолом и приобретения новых со скидкой кончилась, а с ней исчез и интерес к покупке модели Fabiа, который в последние месяцы не давал заводу ощутить то, что уже в полной мере ощутили многие автопроизводители во всём мире.
Skoda сокращает рабочую неделю и будет увольнять работников. Но подходит к этому вопросу творчески. Младоболеславские боссы под давлением профсоюзов выдвинули следующую идею в рамках уменьшения трудового коллектива. Работники, чьи места были упразднены за счёт отмены ночных смен, а до пенсии им осталось не более 3 лет, получили возможность использовать высокие „отступные“ бонусы за досрочный уход на заслуженный отдых — в размере 27 зарплат. При среднем заработке рабочего в 26 500 крон (€1020) сумма равна 715 500 кронам (€27520). Конечная сумма зависит от зарплаты и доходит до миллиона крон. Быть внесёнными в эту программу уже пожелали примерно 500 человек. По словам руководителя заводского профсоюза Ярослава Повшика, фирма уже выплатила людям десятки миллионов крон; денег, которые были для данной цели выделены, пока вполне хватает. Однако ситуация может измениться, если продажи автомобилей будут падать.
Право на получение высоких „отступных“, впрочем, наделяется не автоматически. Решение по конкретным кандидатурам принимают профсоюзы совместно с руководителями отдельных цехов. Во внимание принимаются, например, состояние здоровья работника или степень тяжести выполняемой им работы. Размер же „отступного“ определяется согласно внутренним правилам.