Дорогие лужайки «гольфового рая»

golf-club-and-golf-ball

105 лет назад в Чешском королевстве было построено первое поле для игры в гольф. Инициативу группки энтузиастов активно подхватили широкие массы здешних аристократии и буржуазии. С приходом к власти коммунистов, однако, пришлось надолго забыть о клюшках и мячах. Но после «бархатной» революции чехи решили спорт возродить, вскоре вырвавшись в лидеры среди стран бывшего соцлагеря, сделав из увлечения английских джентльменов и элитного отдыха в Чехии прибыльный бизнес и поставив целью превратить страну в «гольфовый рай».

С королевского благословения

Те, кто думает, что чехи совсем уж плебейским лыком шиты, глубоко ошибаются. История гольфа, считающегося изысканным развлечением британской аристократии, в Чехии началась еще в конце 19-го века. В 1898 году первые игроки уже резвились на пражском Императорском лугу. Самая же первая в стране 9-луночная площадка появилось в Карловых Варах, в тамошнем Гейзер-парке только в 1904 году. Впоследствии ее перенесли в другое место. Так что древнейшее существующее игровое поле Чехии — площадка в городе Марианскэ Лазне: 21 августа 1905 года ее торжественно открыл лично английский король Эдуард VII.

Благодарная Чехия, активно включившись в гольф-процесс, даже стала основателем European Golf Association. Но после второй мировой войны коммунисты на 40 лет притормозили развитие „спорта кровопийц и эксплуататоров“. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что либеральные чехословацкие большевики все же мирились с наличием в федеративной республике целых 7 (!) гольф-полей. Мизер, конечно. Но все познается в сравнении: в огромном СССР тогда не было ни одного такого поля.

Второе дыхание

Как бы то ни было, лишь с падением прежнего режима в конце 1989 года для чешского гольфа вновь открылись все пути. В 1990-м в стране числилось 2000 гольфистов, игравших на 8 полях. „Элитарное сборище снобов“ — так о гольфе тогда говорили в Чехии. Никто и предположить не мог, что вскоре местную гольф-общину удастся существенно прирастить не только количеством игроков, но и материально-технической базой, то есть полями и сопутствующим сервисом. Однако постепенно мечты гольф-фанатов стали сбываться: в 2002-м Чехия имела уже 13 000 игроков и 23 поля.

Больше всего прирост ощущался за последние 4 года, когда ежегодно прибывало до 6000 игроков. Нынешний президент Чешской федерации гольфа Милан Веселый ставит стратегическую цель – создать членскую базу величиной в 100 тысяч игроков.

Доходные луночки

Чехия еще в 2008 году стала бесспорным гольф-лидером Восточной Европы: более 68% игроков региона предаются любимому занятию именно в ЧР. При этом конкуренция неслабая: ведь 24% восточноевропейских полей не требуют от членов клубов никаких вступительных взносов. Специфика Чехии состоит в большом разбросе цен, колеблющемся от 150 крон за вход на 3-луночное поле в Градце Кралове до 2000 крон за игру на 18 лунках в элитном Конопиште. Даже последний вариант, по сравнению с Западной Европой, —  относительно дешевое удовольствие.

Средний доход восточноевропейских гольф-ареалов в 2007 году был равен примерно €403 000. При этом 27-луночные поля достигали в среднем на 50% больших доходов, чем 18-луночные (с их выручкой, равной €786 000). Наиболее доходными в регионе были признаны поля венгерские и чешские. Примерно 61% хозяев планировали годовые капитальные инвестиции в среднем до €936 000.

Полмиллиарда – на алтарь гольфа

Но это только со стороны кажется, что хозяева гольф-полей только и делают, что денежки загребают. Вот пример чешской гольфовой „бизнес-акулы“: фирме CZGOLF принадлежат несколько игровых полей. Почином фирмы было строительство ареала в Телчи, открытого в 2006 году. Потом последовали покупки австрийского ареала Waidhofen и готового поля в Писэке (его перестроили, сделав 18-луночным). К имуществу фирмы прибавился драйвинг в пражском районе Либень; в 2008-м было построено 18-луночное поле Terasy в Усти-над-Лабем. Последним приобретением стало поле в Мосте. Инвестиции уже поглотили около 500 миллионов крон.  Возвратность этих огромных денег могла бы произойти лет за 20. Но лишь при условии развития попутного сервис-бизнеса, например, организации конференций или туризма. Ясно одно: подобные фирмы-инвесторы исходят из того, что стоимость гольфового поля, поддерживаемого в надлежащем порядке, с течением времени лишь увеличивается. Дай Бог, чтобы они не просчитались.

Основания для сомнений по этой части есть. Ведь, скажем, из-за океана, где гольф давно является весьма продвинутым видом бизнеса, все сильнее доносятся безрадостные вести: уже несколько лет подряд этот вид спорта в США сталкивается с жестокой рецессией. Согласно данным американского Национального гольф-фонда, в 2000-07 годах количество тамошних игроков снизилось на 4 миллиона (с 30 на 26). На треть упало число гольфистов, которые на зеленую травку площадок отправляются чаще, чем 25 раз в год.

„Варяги“ — в проектировщиках

Чешские гольф-предприниматели, тем не менее, стремятся смотреть в будущее с оптимизмом. Тем более, что они пока вынуждены решать совсем другие проблемы, нежели те, что мучают их давно раскрученных заокеанских коллег. Гольф-бизнес в ЧР тормозит не только необходимость высокой стартовой инвестиции (для строительства 18-лункового поля нужны минимум десятки миллионов крон), но и крайне тяжелый процесс поиска участков, подходящих для создания игровых полей и продающихся за разумную цену. Поэтому появление каждого нового поля – праздник для чешских гольфистов.

Один из таких свежих проектов недавно реализован в поселке Высокий Уезд, недалеко от Праги. Новый, высококачественный ареал создала фирма Albatross Golf Resort, входящая в группу BT Golf.

О качестве многих чешских гольфовых полей должен свидетельствовать и тот факт, что их проекты были созданы видными зарубежными архитекторами, например, Гарри Плейером (поле в Цигелнах у Карловых Вар), Мигуэлем А. Хименесом (Челадна), Лесом Фарбером, Джимом Эремеком (Карлштейн), Джоном Барнсом (Конопиште) или Кейтом Престоном (Высокий Уезд).

Создание качественного гольфового поля – дело долгое и муторное. Только подготовительная фаза (выбор участка, его покупка и успешное проведение переговоров по изменению земельных планов) длится до 5 лет. Потом — подготовка к строительным работам, создание проекта поля, клуба, гольф-академии, инфраструктуры… Необходимо смириться с тем, что на реализацию уйдет не менее 10 лет.

„Непонятки“ местного значения

Местная публика в основном приветствует гольф. Но есть и те, кому он не по вкусу. Иногда гольф-проекты сталкиваются с жестким непониманием со стороны аборигенов. Пример конфликтной ситуации — история вокруг игрового поля в Праге-Клановице. Многим местным не понравилось, что площадка лишит их части леса, в котором они любят отдохнуть от шума городского. Депутаты местного совета сначала проголосовали за изменение земельного плана, позволяющее фирме Forest Golf Resort Praha поле построить, попутно вырубив часть деревьев. Потом, однако, народные избранники пошли на попятную: на октябрь запланирован референдум, в ходе которого жители проголосуют – рубить лес или нет. Проблемы возникают и в поселке Лазне Кинжварт, где уже подходит к концу создание гольф-поля на месте старинного парка. О реализации проекта специалисты по охране памятников договорились с пражским инвестором еще 15 лет назад. Теперь же работники культуры подали заявление в суд: мол, фирма слишком многое в парке разрушила-видоизменила, а потому нужно договор аннулировать и „пельмени разлепить“. Компания Bohemian Golf County Invest возражает: уйти никак нельзя, на проект потрачено 150 миллионов крон.

Игрок устал, ему нужно отдохнуть…

В конце июня 2009 года на восточной окраине Бероуна было торжественно открыто 18-луночное поле Beroun Golf Resort, общей площадью 65 га. Еще на 5 гектарах инвестор — фирма Tiffany‘s – построил жилой комплекс: 27 апарт-домов, 23 линейных дома и 3 „солитерных“ виллы.

Бероунское поле демонстрирует новую тенденцию в области создания чешских гольф-площадок – связь полей с ареалом резиденций. Уже забронированы 70% жилых помещений, хотя строительство еще не завершено. Люди покупают дома, желая соединить удовольствие игры с несколькими днями комфортного отдыха.

Возможность покупки жилья предлагает и совершенно новый Golf Resort Zbraslav, который в июне открыл поле с 9 лунками. Подобно коллегам-конкурентам, Albatross Golf Resort тоже сотрудничает с девелоперами: жилье у гольф-площадки предлагают Замковые сады в Высоком Уезде. Участки для семейных домов с полной инфраструктурой здесь строит группа Crestyl. Архитекторы все чаще получают работу в проектах, связанных с гольфовым бизнесом. Например, резиденции Konopiště Resort могли бы уже вскоре вырасти примерно в километре от известного гольфового поля на Конопиште. Общие инвестиции в проект составляют €34,5 миллиона

Охота на гольф-туриста

Сейчас по отношению ко многим отраслям чешской индустрии склоняют слово „рецессия“. В случае с гольфом можно говорить о буме (по крайней мере – имея в виду количество гольфовых полей). Страна явно испытывает дефицит туристов, которые бы в Чехию ради этой игры ездили. Ежегодно в мире 50 миллионов гольфистов ищут, где бы мячик погонять; Чехии есть за что бороться.
В 2008-м в Чехию приехало более 19 000 гольф-туристов. „Больше всего их прибыло из Германии – примерно 20%. Еще столько же – из Словакии. Австрийцы составляют 10%. В последнее время часто появляются игроки из Скандинавии; прилетают и первые „ласточки“ из России,» говорит Яромир Беранэк, аналитик по туризму из компании Mag Consulting.

Количество гольф-туристов в Чехии ежегодно растет примерно на 8%. Предполагается, что результаты 2009 года будут на уровне 25 000 гостей. Преобладают хорошо обеспеченные игроки старше 50 лет, которые в Чехии в среднем проводят 3-5 дней. Каждый третий турист посещает более трех гольфовых полей, прежде всего – в Карловарском и Центрально-Чешском краях. Гольф-“пилигрим“ в среднем тратит в Чехии в 5-10 раз больше, чем его „обычный“ коллега. Это – лучший результат, вполне сравнимый с конгресс-туризмом и уступающий разве что туризму курортному.

Согласно информации агентства CzechTourism, к концу июля 2009 года в Чешской Республике работали 132 гольф-клуба, к услугам которых предлагались 80 игровых поля. Пока пишутся эти строки, гольфовая Чехия прирастает новыми полями; например, открывается долгожданный игровой комплекс Golf Resort Brno. Больше всего — почти 20 – гольфовых площадок предлагает заядлым игрокам Центрально-Чешский край. Самые качественные поля с сервисом высшего стандарта находятся в окрестностях Праги, Западночешском „курортном треугольнике“ и в Северной Моравии. Особенно престижны гольф-площадки в Карлштейне, Конопиште, Марианских Лазнях, Карловых Варах, в Цигелнах у Карловых Вар, Пльзени, Шилгержовицах и Челадне. Говорят, иностранцы приятно удивлены качеством чешских гольф-площадок и травы, вполне сравнимой с классической британской.

По словам исполнительного директора Международной ассоциации гольфовых туроператоров Питера Уолтона, у Чехии есть потенциал стать одним из самых успешных гольф-регионов в Центральной Европе. Агентство CzechTourism, которое чешский гольф уже четвертый год систематически пропагандирует за рубежом, с прошлого года проводит эту кампанию под лозунгом: Czech Republic -The Golf Republic.

Служба – дни и ночи

Чехия для иностранных игроков интересна следующим набором предложений: хорошие поля величиной минимум в 9 лунок, и чтобы рядом были жилье и питание. Проигрывает же страна из-за погодных условий. Наибольшую конкуренцию тут составляют страны юга Европы (Испания, Португалия); на будущее необходимо также считаться с соперниками из бывшего восточного блока. Болгарское правительство, например, решило сделать все, чтобы поддержать этот вид туризма: скажем, бесплатно предоставляет инвесторам землю.
Само по себе растущее количество полей иностранных туристов в Чехию не привлечет. Зарубежный гольфист „избалован“ определенным сервис-стандартом, которого он автоматически ожидает везде и всюду. Несомненно огромное влияние на клиента качественного и услужливого персонала. Чешский же сервис, в сравнении с западноевропейским, по-прежнему еще хромает на обе ноги. Так что инвестировать местному бизнесу и государству придется не только в изумрудную траву гольф-полей, но и в вышколенность „личного состава“, изрядно подпорченного тлетворным влиянием многолетнего «ненавязчивого социалистического сервиса».

Информация:
Бриллиантовый мячик Челадны

Достойно презентовать страну и привлечь в нее новые мощные потоки любителей гольфа один-единственный чешский турнир Czech Top 100 Golf Trophy не в силах. Поэтому, когда возникла мысль провести на севере Моравии, в поселке Челадна в июле-августе 2009 года турнир Moravia Silesia Open серии European PGA Tour, дотируемый €2 миллионами,  инициатива была воспринята на „ура“. Детище североморавского гольфа рождалось в муках. После весьма амбициозных заявлений о старте 10 игроков из элитной европейской двадцатки пришло жесткое отрезвление: за пару недель до первого удара гольфовой клюшки соревнование оказалось под угрозой срыва из-за нехватки денег. В последний момент спасательный круг в виде дотации гольфистам бросили североморавские инвесторы. Тем не менее, пришлось снизить призовой фонд. Пилюлю подсластила презентация на турнире самого дорогого в мире гольфового мячика (ценой в 20 миллионов крон) из белого золота, инкрустированного 409 бриллиантами. Шанс поучаствовать в турнире высшего европейского класса использовал и самый талантливый (говорят) игрок Чехии Станислав Матуш. Который, однако, занял лишь 87-е место. А выиграл турнир швед Оскар Хеннингссон.