Патент на совершенство

Жизнь плетёт интриги куда круче голливудских сценаристов, а народные легенды – всего лишь литературно обработанные саги о судьбах человеческих. История семейного дела «Богемия хрусталь Шевчик» — из разряда тех, которые войдут в энциклопедию чешского ремесла. Путь от скромных мастеров-гравёров, работающих в квартире панельного дома, до поставщиков японского императорского дома – это ли не сюжет для захватывающего фильма?

Фото: из архива Ladislav Ševčík Bohemia Crystal

Как писатели, не обласканные издателями беллетристики, сочиняли романы «в стол», так и молодой гравёр из города Железный Брод Ладислав Шевчик долго работал «на гараж»: уникальные произведения искусства из стекла складировались в помещении, никак не соответствующем их эксклюзивности. С женой Йиткой, художницей по стеклу, они были «белыми воронами» среди коллег, отдавших предпочтение работе на массовом производстве. Сейчас супруги улыбаются, вспоминая первые годы деятельности семейной артели: стены и пол малюсенькой квартирки в панельном доме покрывали несколькими слоями ковров, чтобы соседи не слышали визгливые арии гравёрного сверла. «Я хотел работать иначе, чем мы делали это на фабрике, – рассказывает Ладислав. – Выпускать безукоризненные по качеству вещи, доводить их до совершенства. Нас с женой высмеивали за такие идеалистические представления; никто не верил, что внедренный нами технический способ резки и гравировки будет востребован».

По законам эпического жанра (а именно по ним развивалась творческая биография Ладислава и Йитки Шевчик) словно с неба свалилось долгожданное «вдруг»: в 1992 году пришёл сказочный заказ на 60 ваз для свадебного торжества принцессы из далёкой Японии. Специалисты из страны Восходящего солнца были не просто восхищены, а очарованы профессионализмом чешских ремесленников: они приравняли умение чешских резчиков к мировому наследию планеты. Спустя пару лет группа японских кинематографистов приехала в Железный Брод снимать о фильм о том, как в чешской провинции возникают уникальные сокровища музейной ценности. Так искусство Шевчиков начало свой «хрустальный путь» в Азию.

Обычно принято считать, что азиатский рынок безжалостно прессует мастеров-индивидуалов, создавая множество копий, внешне мало чем отличающихся от оригинала. Удивительно, но подделывать работы Шевчиков стали свои же, местные. Почувствовав интерес азиатских покупателей к продукции с лэйблом Ladislav Ševčík, дистрибьюторы пытались навязать артельщикам кабальные условия договора, мол, не выпендривайтесь и производите массово то, что раскупает турист. Те отказались. Ушлые «коллеги по цеху», падкие на быстрые деньги, решили наводнить рынок хрусталём «а-ля Шевчик»: нагло копировали дизайн изделий, своровали логотип и даже один в один «слизали» подарочную упаковку! Дистрибьюторы не стали утруждать себя умствованиями по соблюдению авторских прав, отказались от закупки дорогой, но качественной хрустальной продукции Ladislav Ševčík. Китайские и японские туристы доверчиво продолжали раскупать изделия известного в Азии чешского мастера, не подозревая, что везут домой всего лишь второсортного качества реплику. Действия бывших партнёров практически довели Шевчиков до разорения: пришлось затягивать финансовые пояса потуже, и опять «заполнять гараж», как в пору девяностых. Только теперь ещё параллельно вести судебный процесс против непорядочного, сильного конкурента. Семья (а к тому времени у пары подростали двое сыновей) была в отчаянии: безденежье и смутные перспективы юридической тяжбы наводили на мысль закрыть дело. Надо ли объяснять, как вовремя раздался звонок бизнесмена из Китая, пожелавшего выкупить всё, что было в «запасниках» у мастеров?

«Китайцы и японцы умеют оценить добротно сделанную вещь, – рассказывает Ладислав Шевчик. – Они сразу поняли, что мы разработали, по сути, уникальную, ювелирную технику резки и работаем на пределе возможностей материала. Я ездил во «всемирную столицу хрусталя» Дунхау и был потрясён техническим уровнем тамошних фабрик. Государство вкладывает огромные деньги в развитие отрасли, привлекает лучших заграничных специалистов из Чехии, Франции, Австрии. Китайцы планомерно работают на своё будущее.» Ладислав Шевчик скромно умалчивает о том, какие королевские гонорары ему предлагали (и предлагают) за переезд всей семьёй на работу в Поднебесную. Он отказывается. Потому, что тоже хочет работать на будущее, но на будущее своей страны.

Полностью статью читайте в журнале «ЧЕХИЯ–панорама» №4 / 69 / 2019



Фото: из архива Ladislav Ševčík Bohemia Crystal
www.sevcikcrystal.cz