Брюссель-Прага: Заторы на «золотой» реке

 Пять с лишним лет назад, когда Чехия вступала в Евросоюз, одним из главных доводов еврооптимистов была радужная перспектива доступа страны к использованию богатых брюссельских фондов.

Градецкая "лепота"

Еще и сегодня, к примеру, жители северочешского города Градек-над-Нисой вспоминают, как 1 мая 2004 года на местном Троймезном лугу, средь шума и многолюдья народного гуляния пожимали друг другу руки чешский и немецкий премьер-министры – Владимир Шпидла и Герхард Шредер. В перерывах между выступлениями фольклорных ансамблей политики говорили красивые слова о прекрасном чешском будущем в ЕС.

Многое из „Звездных мгновений Европы“ (так официально это гулянье называлось) было реализовано. Градек-над-Нисой — один из городов, которые на евросоюзовском проекте действительно зарабатывают. "Автотрассы, велосипедные дорожки, вэб-сайт региона, водоочистное сооружение, парки, транспортный терминал, муниципальное жилье," перечисляет градецкий староста Мартин Пута то, что 7,5-тысячный город смог приобрести за счет еврофондов. Из Брюсселя в местечко, расположенное в северной чешской глубинке, будут перечислены 130 миллионов крон – сумма, соответствующая всей градецкой казне на 2009 год.

Дыры в бюджете

Далеко не всем, однако, удается „доить“ Брюссель так успешно, как это делает Градек-над-Нисой. Немалая часть чешских населенных пунктов и юридических лиц, увы, пока не может похвастаться сколь-нибудь серьезными успехами в этой области. Специалисты подчеркивают, что будущее также не сулит ничего хорошего. Из-за кризиса жалеющие получить дотации из ЕС опасаются, что их мечтам не суждено сбыться. Экономическая рецессия сократит бюджеты  фирм, краев, населенных пунктов и органов государственного управления.

Вывод? Необходимо умерить дотационные аппетиты. Иначе возможен и возврат денег в Брюссель. Ведь еврофонды дают максимум 85%; остальное надо платить из собственного кармана. Риск же, что недостающие 15% не удастся покрыть, вполне реален. Муниципалитетам и фирмам все сложнее находить деньги на кофинансирование европроектов. У многих дела идут худо, а потому есть опасность, что банки с меньшей охотой будут давать взаймы. Не менее трудным будет и положение тех, кто надеялся на большие авансы. Этот брюссельский пакет, который министерство местного развития обещало увеличить в два раза, в итоге вырастет лишь на 25%, до €1,85 миллиарда.

„Семилетка“ тяжелее „трехлетки“

Деньги из ЕС приходят, когда инвестиция уже произведена. Авансовые платежи получают лишь 29% заявок. Как правило, это проекты в области человеческих ресурсов или трудоустройства. Более крупные акции в сферах транспорта или строительства, напротив, авансами не поддерживаются.

Процесс явно буксует. Это становится ясно при анализе статистики использования финсредств из брюссельской кассы. В то время, как первую порцию субвенций (€1,67 миллиарда) за 2004-06 годы чехам удалось с грехом пополам извлечь, порция вторая (годы 2007-13) будет гораздо более твердым орешком. Из совместного бюджета ЕС в 2008 году Чехия получила на 22,8 миллиарда крон больше, чем туда перечислила; это – наилучший результат страны со времен вступления в Евросоюз. Казалось бы, есть повод для радости. Но не все так просто. Пока это – лишь деньги, выплаченные непосредственным реализаторам проектов из чешской казны. Последняя все еще ожидает компенсации затрат из Брюсселя.

Лишь в октябре 2009 года туда из Праги было, наконец,  отправлено первое заявление о выплате 1,6 миллиарда крон за завершенные европроекты в рамках бюджета 2007-13 годов. Но это – лишь 0,21% от 776 миллиардов крон, которые чехам предстоит освоить до конца „семилетки“!

Долог путь к евросубвенции

Потенциальный получатель дотации, имея на руках проект, ожидает, когда будет дан старт соответствующей программе. Если проект одобряется, то подписывается договор между заявителем и органом, управляющим программой. Пока что такие органы в рамках бюджета 2007-13 годов одобрили проекты стоимостью в 210 миллиардов крон. В ходе реализации проекта можно попросить о выплате аванса. После того, как дело сделано, реципиент обращается в орган управления с просьбой возместить расходы. После окончательного утверждения управленцами суммы приемщики получают деньги: из бюджета ведомств или брюссельских авансов. Пока что таким образом были перечислены 42,2 миллиарда крон. Завершенный и оплаченный проект орган управления посылает на контроль в Минфин. Этот путь уже проделали проекты стоимостью в 23 миллиарда. МФ, засчитав платежи, передает их для сертификации в Еврокомиссию. ЕК сумму утверждает и возвращает ее Минфину.

Интерес большой, результаты — незначительные

Одна из причин отставания – негибкость механизма проплаты. "Процесс черпания денег – громоздкая и консервативная система со множеством перестраховок и сложными правилами," говорит Михал Мейстршик, директор Института экономических исследований при Карловом университете. При этом желающих получить деньги из ЕС – более, чем достаточно. По состоянию на 6 октября заявители представили всего 28 760 заявок на выплату дотаций в размере почти 605 миллиардов крон.

В значительной степени в возникновении столь огромной разницы между мощным спросом и незначительными результатами виновато и годичное опоздание при создании и утверждении так называемого Национального стратегического базового цикла. Это – справочное пособие, представляемое Еврокомиссии, в котором чехи детально описывают, какие программы подготовили для эффективного дележа дотаций. Документ должен был быть готов уже в начале 2007 года. Однако Еврокомиссия потребовала, чтобы чешские эксперты его переработали. Чехию с ее громоздкой системой (24 операционных программы!) заподозрили в нетранспарентности. Пришлось снизить количество программ до 17; 9 из них – региональные.

Кто на подозрении у Брюсселя?

Ростислав Вондрушка, министр местного развития в „чиновничьем“ правительстве Чехии, подчеркивает, что его ведомство, координирующее использование евродотаций, принуждено было в авральном порядке наверстывать упущенное ранее. "Еще в мае ни одна из операционных программ не имела одобренные механизмы управления. Еврофонды не могли производить выплаты; в нашем распоряжении были лишь авансы. Сегодня же утверждены механизмы управления 15 программ," подытоживает работу министр. Систем управления нет еще у Интегрированной операционной программы (ИОП) и программы „Исследования, развитие и инновации“. "Хотя ИОП управляет наше министерство, но одновременно с ней связаны и МВД, министерства труда, культуры, здравоохранения. Для Еврокомиссии эта сложная система подозрительна; она хочет, чтобы административная часть была объединена," говорит г-н Вондрушка. Программа „Исследования, развитие и инновации“, которой руководит министерство образования, также подозревается ЕК в нетранспарентности.

Куй железо, не отходя от еврокассы

В процессе следующей брюссельской "семилетки" (2014-20 годы) ожидается, что Чехия будет в числе относительно богатых стран ЕС, и потому не сможет ожидать столь щедрые дотации. То, что чехи за брюссельские деньги не построят нынче, через пару лет уже будет недостижимой мечтой. На пути к ее осуществлению лежит и проблема дефицита качественных проектов. Например, евродепутат Либор Роучек полагает, что государство должно больше заботиться о ликвидации этого дефицита: "Не понимаю, почему вообще говорят о кризисе в строительстве: ведь за евроденьги можно построить автобаны и реконструировать железные дороги". Бюджетные перспективы Минфина подтверждают его правоту: государство „реквизирует“ 26 миллиардов крон из Фонда транспортной инфраструктуры. Однако дороги от Градека до польского города Богатыне бюджетный секвестр не коснется. Эту трассу оплатит не Либерецкий край или чешское государство, но непосредственно Брюссель. Если, конечно, деньги из ЕС не потеряются по дороге…

На что пойдут дотации из Брюсселя (2007-13)

Операционная программа

Координатор

% от общей суммы

Общая сумма (млн €)

Транспорт

Министерство транспорта (МТ)

21,64

5775

Окружающая среда

Министерство природных ресурсов (МПР)

18,43

4918

Регионы

Региональные советы

17,44

4659

Предпринимательство и инновации

Министерство промышленности и торговли (МПТ)

11,39

3041

Исследования и развитие

Министерство образования, молодежи и физической культуры (МОМФК)

7,76

2071

Человеческие ресурсы и трудоустройство

Министерство труда и социальных вопросов (МТСВ)

6,88

1837

Образование, конкурентноспособность

МОМФК

6,85

1829

Интеграция

Министерство местного развития (ММР)

5,93

1582

Приграничное сотрудничество

ММР

1,32

352

Прага

Магистрат Праги

1,29

343

Техническая помощь

ММР

0,93

248

Международное и межрегиональное сотрудничество

ММР

0,14

37

Итого

100

26692