Чародейка с сердцем на ладони

Янья Прокич – одна из самых известных дизайнеров ювелирных изделий в когорте молодых чешских творцов, громко заявивших о себе на местных и международных выставочных площадках. Ключевое слово в определении её профессионального почерка – личность: смелая, яркая и женственная.


Красивая, энергичная, эмоциональная Янья – любимица журналистов; мало кто из чешских дизайнеров так радушно распахивает им дверь в своё творческое закулисье. После очередной победы или номинации на престижных конкурсах она охотно даёт интервью, в которых иронично выбалтывает все девичьи секреты: мол, страстно любит шоколад (уплетает в любое время суток в неограниченном количестве), обожает покупать красивую одежду (дизайнерскую и брендовую), серьезно увлекается эзотерикой (в роду были целители), а детальный вид украшений ей всегда приходит во сне. Но, при кажущемся обилии выданной о себе информации, Прокич остаётся загадочной и непредсказуемой, а каждая новая коллекция становится для публики блестящим ювелирным спектаклем по её талантливо написанному сценарию.
Янья училась живописи в чешской Академии изобразительных искусств в мастерской Владимира Скрепла. Потом перешла в пражский Художественно-промышленный институт на факультет скульптуры, к известному профессору Курту Гебауэру, живому классику чешского современного искусства. На стажировку попала к Эве Эйслер – дизайнеру с мировым именем, в её мастерскую K.O.V. (Концепция, Объект, Смысл); там же защитила дипломную работу. Теперь учитель и ученица стали подругами, а Янья с признательностью вспоминает, что Эва, будучи непререкаемым авторитетом в своей области, дала молодой студентке возможность заниматься свободным творчеством, несмотря на то, что стили их работ радикально отличались.

Foto: Michaela Karasek Cejkova

— Мне нравится процесс начала работы над новой коллекцией, когда уже вырисовалась рассказывает дизайнер. — Начинаю копаться в литературе, справочниках, выискиваю там любопытные факты и делаю массу эскизов. Я считаю, что украшение должно нести в себе не только эстетическую красоту, но и определенный смысл. Он подсказывает и определяет стилизацию коллекции, её основные декоративные мотивы. Без идеи, которая меня поглащает с головой, не будет и полноценной коллекции. Наверное поэтому мои работы цепляют зрителя: каждый «считывает» с них свою информацию».

Janja Prokić Studio
www.janjaprokic.com

Полностью статью читайте в журнале №1 / 70 / 2019