Золотой чешский магазинный квадрат

 Магазины в Чехии эффективнее, чем в Западной Европе. К этому неожиданному выводу пришли авторы исследования, проведённого консалтинговой компанией DTZ, которая сравнивала площадь магазинов и выручку в четырёх европейских странах.

Среднегодовая выручка в мелкооптовой сфере в Чехии равна €3200 на квадратный метр. В Германии же эта цифра — €3100, а в Бельгии – и того меньше, всего €3000. «Данные, которые мы хотели собрать, существуют не в каждой европейской стране. Объективно можно сравнивать лишь данные из Чехии, Германии, Нидерландов и Бельгии,» заявил Мартин Кантерс, заведующий отделением Consulting & Research в DTZ, он же – главный автор данного исследования DTZ Insigh.

Согласно его сведениям, в Чехии существует 9,45 миллиона квадратных метров мелкооптовых площадей. «В пересчёте на одного жителя это — 0,91 метра, что гораздо меньше, чем в странах Западной Европы, где на одного человека приходится 1,5-1,7 магазинного „квадрата“,» добавляет г-н Кантерс.

1,189 миллиона крон на „квадрат“ — таков чешский рекорд выручки, принадлежащий магазинам фирмы Geco Tabák. Что, конечно же, является заслугой небольшой площади этих магазинчиков и дороговизны сигарет.

В то время, как пять крупнейших чешских магазинов в самых эффективных сегментах, каковыми являются бытовая электроника, мебель и предметы хобби, заявили среднегодовую выручку в размере 60 000 крон на „квадрат“, компания Ikea достигла суммы в 77 000 крон. «Ikea является абсолютным лидером. Поэтому совершенно логично, что она хочет в Праге на Зличине построить свой самый большой в Европе магазин,» говорит М. Кантерс.

На противоположном полюсе эффективности находятся магазины моды и модных аксессуаров. В Европе они, как правило, имеют в этой области средние показатели. А вот в Чехии даже самые эффективные торговцы (например, C&A, Baťa или Deichmann) не достигают даже среднего уровня выручки. «Компании H&M и New Yorker, имеющие примерно 88 000 крон на „квадрат“, не могут „вытащить“ всю отрасль, которую тянет вниз множество магазинов с оборотом до 40 000 крон на квадратный метр,» подчеркивает г-н Кантерс.

По словам Александра Рафайловича, который занимается сферой мелкого опта в консалтинговой компании Cushman & Wakefield, в Чехии, с точки зрения спроса, существует возможность строительстьва новых магазинов, продающих мебель, электронику или продукты питания. Успешным будет, по его мнению, тот, кто предложит покупателям опыт и свежие впечталения.

Именно на необычные впечатления и новые фирменные лейблы делает ставку пражский Торговый центр Летняны (Obchodní centrum Letňany), который, имея продажные площади в размере 125 000 квадратных метров и парковку для 3000 автомобилей, гордится званием крупнейшего в стране и одного из самых больших торговых центров в Центральной Европе.

«В ноябре к нашим 180 магазинам прибавится французская фирма Carré Blanc, предлагающая товары жилищной моды. Наряду с аквапарком, зимним стадионом, теннисными кортами и мультикинотеатром, в следующем году мы предложим также Skydiving, где желающие смогут испробовать прыжок с парашютом,» говорит директор OC Letňany Владимир Некола.

Летнянский центр, который принадлежит компании Tesco, был основан 10 лет назад. Сначала тут на 29 000 квадратных метрах располагалось 26 магазинов; с тех пор объект расширялся четырежды. В тех пор торговый центр обслужил 85 миллионов покупателей. «Сегодня к нам в год приходят 10 миллионов человек, целая Чешская Республика,» добавляет Яна Йиратова, директор OC Letňany по маркетингу.