Проект огромного тоннеля Прага-Бероун находится под угрозой, прежде всего, из-за своей огромной стоимости. Новый железнодорожный коридор должен влететь в копеечку: его цена прогнозируется в районе 33 миллиардов крон (почти $2 миллиарда).
Для сравнения: реконструкция существующей железной дороги, ведущей через Карлштейн, обошлась бы всего в треть этой огромной суммы. Поэтому сейчас амбициозный проект самого длинного в Центральной Европе железнодорожного тоннеля, который должен соединить Прагу с райцентром Бероун, дышит на ладан. Между тем, трасса изначально планировалась как часть высокоскоростного железнодорожного тоннеля Прага-Нюрнберг. Чехия подписала международные соглашения, в которых пообещала модернизировать эту дорогу. Хотя заявка с конкретным проектом должна быть отослана в Брюссель в начале 2010 года, тем не менее, строительство в данный момент имеет минимум шансов на получение денег из европейских фондов.
„При нынешних параметрах мы выпадаем из режима запланированной рентабельности, что крайне усложняет задачу добиться одобрения стройки в Брюсселе,“ говорит директор чешского Управления железнодорожных транспортных путей (SŽDC) Ян Комарек. По его словам, нынче идет работа над подготовительной документацией с целью „сделать план финансирования более реальным“. „Данный проект с точки зрения финансов превышает уровень, рекомендуемый европейским „Исследовательским анализом осуществимости“. Мы ожидаем, что инвестор SŽDC закажет новый анализ, который будет искать иные варианты исполнения проекта,“ предполагает инженер Мирослав Крсек, команда которого из компании SUDOP Praha выработала проект трассы.
Создание новой дороги готовилось с начала 90-х годов. Нынешняя трасса, проходящая близ реки Бероунки, через поселки Черношице и Карлштейн, уже не соответствует требованиям времени ни с точки зрения пропускной способности, ни касаемо ее профиля, который не дает возможности двигаться с большой скоростью. Проектировщики на рубеже тысячелетий предложили 9 вариантов решения проблемы, подавляющее большинство которых рекомендовало создание подземных путей. В конце концов, выбрали тоннель длиной в 25 километров, который бы начинался в Праге, в районе Баррандов, а кончался недалеко от Бероуна.
По данным SŽDC, проект находится под угрозой срыва из-за действий консалтингового бюро Европейского инвестиционного банка (JASPERS), которое представляет для „Исследовательского анализа осуществимости“ свои рекомендации. Между тем, предыдущие дискуссии показали, что данный вариант – единственно возможный: трасса должна избежать пересечения с охраняемой государством областью Чешского карста, а окрестности Праги настолько плотно застроены, что прокладка любых наземных путей почти невозможна.