А вы помните вина, которые покупали в 90-х в подвальчике на «Серпуховской»? Или у вас был свой подвальчик, своё сакральное место? Павел Алексеев помнит. Надеюсь, что всё же не все, а только те, которые поразили его воображение (хотя тогда каждое приличное вино поражало нас, молодых людей, пробовавших в лучшем случае ркацители и вазисубани перед дискотекой). Почему надеюсь? Потому что пробовали-то вместе, мы всю жизнь вместе, с детского сада, не верите? А зря!
Мы вместе росли, вместе раздвигали границы дозволенного, потом в 19 лет поженились, работали, родили детей, узнавали новое, пробовали вино… И он помнит. А я — нет. Оттенки аромата, цвета, вкуса. Даже этикетки помнит. Хотя вот это как раз не «даже» — Павел графический дизайнер, 25 лет проработал в издательском центре, создавая совершенно разные стили, придумывая «лица» журналам и книгам, очень разным по содержанию и целям. По образованию он геохимик, закончил в 1993 г. геологический факультет МГУ им. Ломоносова, недолго поработал по специальности, а потом возникло издательство.
Мы всегда пили вино. Павел находил, привозил, потом сами начали ездить, прокладывая маршруты по винодельческим регионам, открывая для себя этот огромный удивительный мир — мир вина. Старший сын уже вырос, а младший оказался заложником ситуации — мотался везде с нами, слушал разговоры на непонятном ему тогда ещё английском (это сегодня он на шести языках говорит, а тогда страдал). Сейчас он является студентом последнего, пятого, курса старейшей винодельческой школы мира, находящейся в Австрии, недалеко от Вены, в городке Клостернойбург. Прошёл практику в винодельческих хозяйствах Австрии, Венгрии, Словакии, в Шампани заложил своё первое шампанское (3 года осталось подождать — и попробуем), развивается и как дегустатор, и как винный эксперт.
Но это я вперёд забежала, вернёмся к хронологии. Павел окончил школу сомелье в Москве, что помогло ему систематизировать все знания, накопленные за годы самостоятельного изучения, стал членом Российской ассоциации сомелье, а потом мы переехали в Марианские Лазни, любимый наш чудесный аристократический городок, и открыли винотеку «Смарагд».
Мы открыли винотеку! До сих пор удивляюсь, как это так неожиданно жизнь повернулась! Собрали там удивительную коллекцию вин Центральной Европы (так получилось, что вина именно этого региона стали нашей первой любовью, а первое чувство, как известно, не забывается), подобрали к ним региональные же закуски, и уже два года занимаем первое место в рейтинге туристического гида Tripadvisor.
«Смарагд» так многому нас научил, познакомил с таким количеством потрясающих людей, помог нам поверить в свои силы и в то, что начинать новую жизненную веху никогда не поздно, главное, ничего не бояться, ведь перемены всегда к лучшему. И, наверное, мы готовы к новому проекту, более масштабному. Но тссссс, пока это секрет!
Мы всегда рассматривали вино как часть трапезы, собственно, оно и возникло именно в этом качестве – кислота, содержащаяся в вине, помогает метаболизировать жир, содержащийся в пище. А правильно составленная пара дарит незабываемое наслаждение! Вы можете приготовить очень простую еду, подать к ней хорошее вино, и наблюдать, как вино «приподнимет» ваше блюдо, возникнет гармония, и ваш самый обычный ужин вдруг превратится в незабываемое приключение. Бывает, правда, и наоборот – очень изысканная еда, поданная не с тем вином, теряет свою прелесть, блекнет, вы испытываете разочарование и думаете, что зря потратили деньги в этом ресторане. В «Смарагде» мы предлагаем исключительные, очень редкие вина, и, на первый взгляд, очень простую еду: сыры, ветчины, оливки, наше прочтение знаменитого французского пирога Quiche Lorraine, два вида десертов… Но! Сыры сделаны в Южной Штирии (наш любимый и самый гастрономический регион Австрии) фермером Францем Дойчманном из непастеризованного молока, которое дают 40 его коров. И поголовье увеличиваться не будет, иначе он боится не справиться с болезнями и прочими сложностями большого производства, и лишиться сертификата био-сыродела, которым очень дорожит и ради которого выдерживает разнообразные строгие проверки. Наш фермер находится в самом центре винодельческого региона, все его соседи – виноделы, поэтому винная тема сплетена с сыром и вплетена в него. Некоторые сыры, например, выдерживаются в тонком осадке от вина – ароматной, но опасной для виноделов субстанции, содержащей, помимо прочего, уснувшие дрожжи, которые при благоприятных для себя условиях могут проснуться и испортить уже бутилированное вино, начав процесс вторичного брожения. Но сыру тонкий осадок идёт только на пользу, обогащая его вкус, делая сложнее и интереснее. Попробуйте его с винным желе, сваренным соседкой нашего фермера Габи Кляйндинст из вина, сделанного её мужем! О, винное желе – это отдельная песня, это такое сочетание вкусов и ароматов, которое я описать не берусь, вы должны это попробовать! И именно так, с сыром, со свежим хлебом и с бокалом рислинга, например, хотя и велтлин тоже будет очень хорош в этой комбинации.
Наши ветчины тоже штучный продукт, их делают там же, в Южной Штирии, на ферме «Вулкано» — очень современном и одновременно традиционном хозяйстве. Это сушёная ветчина, как, например, знаменитый испанский хамон, но в Штирии зимой довольно холодно, и ветчина не только сушится, но и подвергается воздействию мороза – это её здорово отличает от испанской сестры. В ветчине 27-месячной выдержки вы услышите ноты сухофруктов – кураги и чернослива, это настоящее произведение искусства! А балык, который по специальной технологии сушится с чёрным трюфелем! И бокал пино нуара, а у нас собраны лучшие образцы этого французского сорта, которому дома в Бургундии становится жарковато, но в нашем прохладном климате он даёт фантастический результат!
Этой осенью в винной карте «Смарагда» появилось первое вино от нашего сына! И пусть оно пока не с наших личных виноградников, пусть эта первая «проба пера» прошла в подвале нашего друга и отца лучшего друга сына, Норберта Бауера (Norbert Bauer) из Вайнфиртля, и мальчики выступили соавторами — оба их имени стоят на этикетке — Константин Алексеев и Леонард Бауер сделали отличное вино: яркий золотистый цвет, живой и непосредственный характер, в аромате хоровод сочных спелых персиков, манго и маракуйи, фруктовый коктейль дополняется пряными нотами гвоздики и зелёного перца. Составит прекрасную пару овощному салату, форели или курице.
Тамилла Алексеева
Smaragd — Vinotéka & Bar Mariánské Lázně
Ruská 72, Mariánské Lázně
+420 776 605 407, winearound.cz@gmail.com