Шкатулка с украшениями от Nastassia Aleinikava

 

Имя Анастасии Алейниковой я впервые услышала в 2008 году. Вернее,  увидела  — среди номинантов на престижную премию Czech Grand Design в категории «Открытие года». Для себя отметила: явно девушка из «наших», надо бы поинтересоваться, как удалось ей попасть в обойму восходящих звезд чешского дизайнерского небосвода. Затем  регулярно встречала её имя то в местном глянце (коллекции Настиных украшений – частные «герои» фотосессий), то в списках лучших работ участников  главного чешского профессионального смотра талантов Designblok. 

 

 

Наше личное знакомство состоялось почти 10 лет спустя, на осеннем Designblok в Голешовице: Алейникова  представляла коллекцию очков. К её экспозиционной витрине выстроилась очередь  из посетителей, желающих примерить уникальные  выставочные экземпляры. Настя – в стильных  очках и одетая во всё экстра-дизайнерское – нервно металась от одного клиента к другому, но сияла от счастья: огромный интерес публики к её изделиям был налицо. Это ли не награда художнику за муки творчества и кропотливый труд?! 

 

 

 

Мы договорились о встрече в конце зимы: сидели в Настиной небольшой, но симпатичной  мастерской в центре Праги, неспешно попивали  чай с привезенным из Беларуси зефиром. Беседовать с ней  легко и приятно. О своих десяти годах, проведенных в Чехии, Алейникова  рассказывала весело и непринужденно; будто не было никаких трудностей у 20-летней девушки, приехавшей в незнакомую страну, без особого знания языка поступить в самый престижный художественный вуз, блестяще его окончить и гармонично вписаться в тусовку ТОП-дизайнеров страны… Глядя на улыбающуюся Настю, и впрямь начинаешь верить – а может и правда, нет в этом ничего сложного, нужно только очень хотеть заниматься любимым делом, и всё получится?!

Анастасия Алейникова: 

— Мой родной город – Могилёв. В Минске я окончила художественное училище имени Глебова. Вкусовые приоритеты сформировались благодаря широкому кругу общения моей тёти, у которой я  жила во время учёбы: это были геологи, люди искусства, профессиональные ювелиры.  Ещё тогда стала придумывать украшения, рисовать эскизы. Из Белоруссии уехала поступать в знаменитую «Муху» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. – прим. автора), но быстро поняла: не мой город, ни климатом, ни своей масштабностью. В  тот решающий момент случайно попалась на глаза статья в «Комсомольской правде» об учёбе в Чехии: иностранцу можно поступать и бесплатно учиться  в вузе, но на чешском языке. Решение было принято быстро: Академия архитектуры, дизайна и изящных искусств в Праге стала для меня целью. 

 

 

В Академию поступила лишь со второго раза. Расстроилась, конечно, но потом оказалось, что так даже лучше, ведь я попала на курс к профессору Эве Эйслер – удивительному человеку, преподавателю и наставнику. Она 20 лет прожила в США, сделала там успешную карьеру и вернулась в Чехию именитым дизайнером. Уже со 2-го курса Эва вовлекала нас в международные выставочные проекты, учила мыслить и не бояться экспериментировать.» Со времени студенчества  Настя стараюсь не пропускать возможности выставляться, участвовать в конкурсах, «себя показать и других посмотреть». Так художник расширяет горизонты, постоянно учится, не застаивается на одном месте. 

 

 

 

 

Полную версию статьи читайте в журнале ЧЕХИЯ – панорама № 2/67/2018