Сумасшедший шелковщик 

Если бы Зика Ашер (1910 – 1992 гг.) дожил до своего 101-летия, то лучшим подарком для него могло стать известие от лондонского аукционного дома Christie’s: шелковый шарф Oceanie, La Mer, произведённый текстильным брендом Ascher, был продан летом 2011 года за рекордных три миллиона фунтов! Ещё большую радость британскому промышленнику и его супруге принесла бы выставка в их родном городе Праге, документирующая успехи семейного бизнеса, инициаторами которой выступили живущие в Америке сын Петер и его жена Робин. Увы, до сей поры немногие чехи знали о достижениях своего славного соотечественника в области пересечения моды и изобразительного искусства. 

Лилия Стомесова 

 

 

Навострить чемпионские лыжи

Зика Ашер родился в 1910 году в еврейско-чешской семье потомственных торговцев тканями: его дед, отец и дядя снабжали пражских модниц отменным текстилем. Бутиков с готовой одеждой тогда ещё не было, а чтобы выглядеть по-европейски элегантно, столичные дамочки отшивали наряды у портных, которые в свою очередь закупали первоклассные ткани «у Ашеров». Один из магазинов располагался в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Смерть отца в 1933 году застала Зику и его брата Йозефа врасплох; после череды неприятных фамильных разборок по поводу наследия в общем предприятии молодые люди открыли собственный магазинчик около площади Юнгманна (28. Října, дом 14). Здесь же 5 лет спустя Зика познакомился с любовью всей своей жизни – красавицей и спортсменкой Лидой Тыдлитатовой, зашедшей по совету подруг в «лучший магазин города» за тканью для спортивного наряда. Надо отметить, что Зика и Лида были красивейшей парой. Он – франт и модник, отчаянно разъезжавший на авто по улицам Праги без соблюдения правил безопасности, к тому же — страстный лыжник, золотой призёр Чехословакии, в 1938 году успешно выступавший за Чехию на чемпионате мира. За бесшабашную смелость и лихачество друзья прозвали его «сумасшедшим шелковщиком». Лида – образованная девушка с очаровательной улыбкой, прекрасными манерами и чувством стиля. Но респектабельный жених-еврей не пришёлся ко двору католической семье Тыдлитатовых: сын Ашеров Петер слышал историю, будто мать девушки в день свадьбы в порыве ярости столкнула дочку с лесницы, и та пошла под венец с синяками по всему телу. Беспокойство Лидиных родителей можно объяснить просто: на дворе стоял февраль 1939 год, по Европе распространялась нацистская чума, а в случае выхода дочери замуж за еврея, пусть и богатого, опасности автоматически подвергались все родственники. 

 

 

Медовый месяц молодые решили провести в Норвегии, в спортивном клубе с друзьями-лыжниками. В марте 1939 года в Прагу вошли фашисты; новоиспеченная чета Ашер не вернулась в Чехословакию, а перебралась в Великобританию. Брат Йозеф Ашер с матерью-чешкой пережили Вторую мировую войну на родине, не имея возможности покинуть страну. Мать, опасаясь за жизнь сына-полукровки, уговорила друга семьи сделать письменное признание в биологическом отцовстве Йозефа, спасаясь таким образом от этнических чисток гестапо. Между братьями с той военной поры пробежала черная кошка: Йозеф вменял Зике в вину, что тот осуществил тайный план по переезду в Англию, бросив их с матерью на произвол судьбы (Йозеф перебрался после войны в Канаду, мать до конца дней жила в Чехословакии), Зика же настаивал на «сложившихся обстоятельствах». Надо сказать, что он всегда находился в нужном месте, в нужное время. 

 

Полностью статью читайте в журнале №70/1/2019

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО: Uměleckoprůmyslové museum (UPM)