Прерванный полёт «Словацкой стрелы»

В  истории совместной жизни  Чехии и Словакии было много по-настоящему звездных моментов, которые с гордостью вспоминают в равной степени обе республики. Это достижения в спорте, науке, искусстве и, конечно же, технике. Одно из таких чехословацких чудес третьей декады прошлого  века – скоростной железнодорожный состав Прага – Братислава под названием «Словацкая стрела». 

30-е годы прошлого столетия были «золотым веком» Первой Чехословацкой республики. Взлет технического прогресса, резко усилившийся после Первой мировой войны, дал толчок развитию многих отраслей промышленности. Люди стали жить богаче, росла потребность в средствах транспорта. Для удобного передвижения между Прагой и Братиславой было решено наладить  скоростную линию пассажирских перевозок. 

Автомотрисы, которые называли рельсовым автобусом, в ту пору переживали пик популярности. Они представляли собой моторный самоходный железнодорожный вагон, используемый самостоятельно, без прицепных вагонов. Именно такой вид  железнодорожного транспорта в 1934 году заказали Чехословацкие государственные железные дороги известному заводу Тatra в моравском городе Копршивинице. На этапе конструкторской разработки к коллективу копршивницких специалистов примкнул Йозеф Соуседик, получивший за свои новаторства прозвище «валашский Эдисон». Он-то и стал автором уникальных автомотрис с  электромеханической передачей. 

 

 

13 июля 1936 года начинается рабочая биография легендарной «Словацкой  стрелы». Расстояние в 330 км машина преодолевала за 4 часа 51 минуту, что стало абсолютным рекордом того времени! Маршрут Прага – Братислава проходил через Брно, где совершалась единственная получасовая остановка. Средняя скорость в пути составляла  92 км/час, при том что паровозы той поры ездили со средней скоростью 68 км/час. Нововведением стало и закрепление за пассажиром определенного посадочного места. Футуристическая «мордочка» выкрашенного в алый цвет поезда с символом Чехословакии на фасаде выглядела «гостьей из будущего». Дизайн интерьера решен без налёта роскоши  и даже сегодня производит впечатление элегантного минимализма. Вагон разделялся на курящий и некурящий салоны,  имел 2-й класс комфортности; к услугам пассажиров был буфет. 

 

 

«Словацкие стрелы» летали из города в город вплоть до немецкой оккупации 1939 года. В предвоенное, а особенно военное время кормить бензином пассажирский транспорт на территории протектората было слишком накладно. После войны обе машины на короткое время вернулись в эксплуатацию, но служили исключительно для передвижения важных чиновников из госаппарата. Любопытно, что автомотрисы курсировали между Нюрнбергом и Прагой в качестве курьерского поезда во время ведения знаменитого процесса над нацистами. Если бы поезда могли говорить, «Стрела» наверняка могла бы поведать современникам много интересного…

 

 

 

 

 

Полную версию статьи читайте в журнале ЧЕХИЯ – панорама № 2/67/2018