Волшебник еврейского города

Волшебник еврейского города400 лет назад в Праге скончался один из знаменитейших раввинов Европы, имя которого еще при жизни было овеяно-окутано множеством легенд и загадочных историй

У истоков гетто

Если в России евреи стали постепенно интегрироваться в жизнь страны лишь с конца 18-го века, когда к империи была присоединена часть Польши, то в Чехии иудеи появились и, со свойственной им живостью, в изобилии распространились лет на 800 раньше. Уже в 10-м веке евреи обитали недалеко от Пражского Града, в районе сегодняшней Малой Страны. Они много трудились, богатели и старались жить тихо. Чешские короли проводили в отношении членов иудейской диаспоры сложную политику. С одной стороны, государям хотелось получать от зажиточной общины как можно больше налогов. С другой же — нужно было прислушиваться к голосу доминирующей католической церкви, которая по известным религиозно-идеологическим мотивам евреев не жаловала. Короли Богемии достаточно успешно между этими Сциллой и Харибдой лавировали. Доказательством их гибкой оппортунистической политики было перманентное наличие в Чехии вообще и в Праге прежде всего солидной еврейской колонии в течение практически тысячи лет. В средние века пражский «еврейский город» имел свои «совет», суды и обширное самоуправление; анклав был отделен от христианской части города стенами.

Но бывали в Чехии и кровавые еврейские погромы. Самым крупным был пражский, когда во время празднования Песаха в 1389 году было сожжено гетто и убито около 3000 его жителей. Иудеи прятались от нападений в Староновой синагоге. Говорят, что ее стены выложены из камней иудейского молитвенного дома, который стоял на этом месте еще при кельтах. В 1541-64 годах пражские евреи были, наряду с остальными соплеменниками, впервые изгнаны из Чехии. Но потом наступил для богемских евреев «золотой век». В период правления императора Рудольфа II (1576-1611) хозяйственно сильное и многочисленное пражское гетто было одним из главных центров образования евреев. В Праге действовали знаменитые талмудистские школы, тут создавались значительные литературные и научные произведения, здесь работали еврейские типографии. У духовных истоков гетто стоял и наш герой и «юбиляр», самый знаменитый представитель духовной жизни общины, Иегуда Лёв, крупнейший европейский раввин, мыслитель и ученый XVI-XVII веков. О степени почитаемости его среди евреев говорит, например, такой факт: в кресло Иегуды Лёва, что стоит в пражской Староновой синагоге, направо от алтаря, в знак уважения со времени его смерти никто не садился.

Потомок царя Давида

Жизнь этого удивительного и замечательного человека была покрыта мраком таинственности — сродни той, что окружает все иудаистское вероучение с его ставшим притчей во языцех Талмудом и множеством других заковыристых обычаев, ритуалов, правил и мудростей. Если иметь в виду, что евреи уже несколько тысячелетий по разным причинам и с разной степенью интенсивности подвергаются гонениям и притеснениям практически во всем мире, то нечего удивляться тому, что и пятьсот лет назад они жили, словно в осажденной крепости, всякий день ожидая удара из-за угла. Стремясь выжить в этой борьбе, евреи поневоле приобрели не только изрядную долю мировоззренческого скептического фатализма, но и некую подспудную страсть к конспирации. И долгий жизненный путь Иегуды Лёва, кажется, похож на захватывающий приключенческий детектив с элементами мистики и «хоррора», тайну которого мудрый раввин унес с собой в могилу. Жизнь Лёва овеяна многими легендами, часть из которых перешла в разряд народных и считается фактом действительности, хотя с точки зрения истории крайне сложно их подтвердить. Появление на свет и наречение младенца Иегуды бен Бецалела — яркий пример такой жизненной тактики. Непонятно, где именно, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Одни биографы утверждают, что ребе Лёв, очевидно, родился в немецком Вормсе. Однако иные источники сообщают, что это произошло в польской Познани. Путаница (намеренная или случайная) могла возникнуть потому, что отец будущего «раввина раввинов», Бецалел бен Хаим (корни которого действительно глубоко уходили в Вормс) был шурином раввина Ицхака Клаубера из Познани. Но кто и зачем внес подобный разнобой в метрики? Второй вопрос — год рождения. Часть жизнеописаний ребе утверждает, что он увидел свет Божий в 1512 году. Их оппоненты твердят, что Иегуда покинул чрево матери в 1525-м. Возможно, речь идет лишь о серии ошибок со стороны недобросовестных средневековых писцов, лишь изредка отрывавшихся от стакана с горькой. А может, и впрямь был тут некий конспиративный умысел на всякий (не ведомый нам) случай. Не менее запутанной представляется и история с именем (точнее, именами) Иегуды. Он был известен также как Иегуда Арье (впрочем, Арье (на иврите – Лев), Лёв и Лива – это синонимы; так нашего раввина называют в разных источниках), а также под еврейским акронимом МаХаРаЛ (Морену Ха-Рав Лива, он же Морену Ха-Гадол Раби Лива, или «наш (большой) учитель раввин Лива»). Еще один повод для разночтений в биографиях: согласно одной версии, Лёв учился в разных ешивах Польши и Германии; по второй – занимался самообразованием и с учебой в ешивах не имел ничего общего. Как бы то ни было, есть в жизнеописаниях будущего столпа иудаизма и непреложные факты, которые трактуются однозначно. Например, что произошел он на свет во влиятельной раввинской семье; согласно некоторым сведениям, источник происхождения ее терялся в хитросплетениях династии самого царя Давида. Не подвергается сомнению и то, что у Лёва было три брата — Хаим, Синай и Самсон, которые также принадлежали к числу уважаемых ученых. Пишут, что в 1553 году, «в относительно раннем возрасте» он принял предложение местной общины и перебрался на юг — стал верховным моравским земским раввином в Микулове. Опять-таки, возникает вопрос, что такое «ранний возраст». И снова по конспиративной параболе возвращаемся к дате рождения Лёва: было ли ему в момент прибытия к месту службы в Микулов 28 лет (действительно, для верховного раввина маловато) или же все-таки уже за 40 (уже теплее)?

Полную версию статьи читайте в журнале ЧЕХИЯ – панорама №21/2009