Моя вишнёвая «старушка»

С момента окончания Второй мировой войны  и вплоть до конца минувшего века чешский мотоцикл JAWA был вожделенной мечтой многих парней в бывшем СССР. На нём бороздили просторы страны романтики- путешественники; красовались перед девушками длинноволосые «мажоры» времен развитого социализма; пугали окружающих звуками обрезанных глушителей предтечи современных байкеров. Слава чешского мотоцикла увековечена в популярнейшем мультфильме «Ну, погоди!»: пижонистый Волк «рассекал» именно на резвой «Яве» вишневого цвета. Правда, злые (а может быть — излишне критичные) языки выдвигают версию, будто популярность «Явы» в СССР связана не столько с её прекрасными техническими характеристиками, сколько с «иностранным» происхождением и ажиотажным спросом на всё заграничное. Не будем открывать дискуссию на эту тему; лишь добрым словом вспомним надежный и добротный мотоцикл, связанный с молодостью наших отцов и дедов.

Отец-основатель завода и марки JAWA – Франтишек Янечек, был талантливейшим менеджером и конструктором одновременно. В начале прошлого века он изобрел гранату нового типа и стал производить её для Австро-Венгерской армии, а потом и для армии молодой Чехословакии. Этот бизнес, а также множество патентов, проданых в другие страны, позволил ему впоследствии вложить стартовый капитал в создание завода по производству мотоциклов.

20-й век: золотое время «Явы»

1929 – чешский инженер Франтишек Янечек покупает оборудование и лицензию на производство мотоциклов у немецкой фирмы Wanderer. Так возникает название нового товарного бренда JAWA, включающее начальные буквы двух «родителей» мотоцикла. В этом же году представлена первая модель JAWA 500 OHV.

1931 – на завод приходит британский  инженер-конструктор Дж. Патчетт, с именем которого связано создание легкого мотоцикла с двухтактным двигателем с объёмом цилиндра 175 см3.

1934 – первый мотоцикл с двигателем собственной конструкции, модель JAWA 350 SV.

1936 – разработан торговый логотип «Явы», который практически без изменений дошел до наших дней; годом позже выпущена очередная новинка — мотовелосипед JAWA 100 Robot.

1946 – начата разработка и выпуск легендарной модели JAWA 250, за особую легкость получившей прозвище péřák («пэржак») — пёрышко. Модель с мотором 350 см3 в период 1947-1949 гг. продается под маркой Ogar.

1954 — стартует запуск нового семейства мотоциклов Ява с двухтактными двигателями объёмом 250 и 350 см3 и маятниковой задней подвеской, так называемая «кивачка» (kývačkа).

1964 – с конвейера сошел миллионный мотоцикл JAWA. За год до этого фирма прошла процесс неудачной реорганизации, который впоследствии губительно сказался на её техническом развитии.

1970 — началось производство новой серии мотоциклов JAWA 250-623 и JAWA 350-633. Мотоциклы имели оригинальный дизайн,  хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки.

1973 – запущено серийное производство  JAWA 350-634 с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объёмом двигателя 250 см3 прекратилось.

1991 – выпуск последней модели JAWA 350-634; образование фирмы-сателита JAWA Divišov, a.s.

1994 – производство новых моделей JAWA 250-593 и JAWA 50-585; в следующем году налажен выпуск легкого JAWA 350-640 Tramp

1996 – JAWA объединяется с новым партнером Jihostroj a. s. Velešín, благодаря чему рождаются модели JAWA 125-810 (Chopper и Travel), а в 1998 г., после 33-летнего перерыва, опять запущено производство собственных моторов.

Первая послевоенная JAWA 250 влюбила в себя советского покупателя, особенно на ней любили отчаянно гонять советские офицеры. В модели были внедрены инновационные по тем временам механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и удобное расположение  ящика для инструментов. Уже к 1960-му году каждый третий мотоциклист в СССР ездил на чехословацкой машине. Цена популярной JAWA 250 на тот момент составляла 520 рублей, а самой новенькой  JAWA 350 — 650 рублей. Для сравнения: билетик на автобус и метро стоил 5 копеек.


В Советском Союзе «Яву 250» называли «чекушка» из-за объема двигателя в четверть литра, а пришедшую ей на смену 350-ю нарекли «старушкой», так как машина имела старый двухцилиндровый двигатель в видоизмененном блоке и старые барабанные тормоза, а принципиально новыми были лишь рама и подвеска.  Примечательно, что в СССР эта модель продавалась лишь в вишневом «колоре», хотя в ЧССР выпускалась и в других цветах и  комбинациях. Некоторые чехословацкие модели так и не были представлены на советском рынке. Например, JAWA  250/350 Automatic с автоматическим центробежным сцеплением, JAWA Oilmaster и  JAWA Californian (исключительно для американского рынка).

Помимо  мотоциклов JAWA, завод производил несколько моделей мопедов: JAWA Stadion S11, JAWA 50 Pioner,  JAWETTA 551, JAWA Babetta. Мотоциклы JAWA успешно выступали и до сих пор выступают в спорте, прежде всего — в спидвее и спидвее на льду.

Совсем недавно «Ява» представила на суд покупателей две модели: классическую JAWA 350 (с обновленным инжекторным двигателем) и JAWA 660 Vintagе (на базе JAWA 660 Sportard).

За 85 лет (1929 – 2013) было произведено 3 472 508 штук мотоциклов JAWA, из них  2 319 605 штук — с объемом двигателя  350 см3 и 959 771 штук — с объемом 250 см3. Всего завод выпустил 47 модификаций мотоциклов.

 Редакция благодарит фирму JAWA Moto spol. s r. o. и лично господина Франтишека Грушку за предоставленные фотоматериалы.