Чешский президент Вацлав Клаус использовал право вето, заблокировав закон о компенсации за сдачу на металлолом старого авто и покупку нового. Теперь парламент должен большинством голосов преодолеть решение президента.
Речь шла о документе, который должен был помочь повысить продажи новых автомобилей (этот вид промышленного производства, как известно, является для Чехии одним из самых важных) и в целом взбодрить экономику. За несколько последних месяцев "металлоломную" компенсацию ввели во многих европейских странах.
Вацлав Клаус в качестве обоснования решения заявил, что "закон дискриминационный, несистемный, со множеством законодательных ошибок и – в конечном итоге – с очень неопределенным позитивным эффектом". "Данная мера дает преимущество промышленности, а конкретно – нескольким мощным автомобильным предприятиям — в ущерб иным секторам народного хозяйства," заявил президент. По его мнению, эффект правительственных преференций весьма спорен; люди бы, используя автокомпенсации, могли поддержать фирмы, которые в Чехии производства не имеют.
Депутаты нижней палаты чешского парламента в мае одобрили этот закон: согласно его нормам, каждый гражданин мог бы получить из госказны 30 тысяч крон при покупке автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем по цене максимально 500 тысяч крон. На 60 тысяч крон могли бы претендовать те, кто покупает машину стоимостью до 700 тысяч крон, но уже с альтернативным или гибридным мотором.
Компенсации за сдачу старья на металлолом и покупку нового „железного коня“, введенные в соседних странах, пошли на пользу, в частности, главной чешской автокомпании „Шкода Авто“. Ее продажи, например, в Германии существенно поднялись. Однако по статистике Евросоюза введение госпреференций в большинстве стран ЕС не привело к серьезным изменениям к лучшему. Рост автопродаж был зарегистрирован в Германии, Польше и – гораздо слабее – в Люксембурге. В иных же государствах показатели все равно снизились.
Ниже "Чехия-Панорама" приводит некоторые данные о странах, в которых этот вид госдотаций был введен:
Страна |
Закон действует |
Сумма дотации |
Условия |
Франция |
С января 2009 |
1000-2000 € (в зависимости от эмиссии нового авто) |
В металлолом идет машина минимум с 10-летним „стажем“ |
Люксембург |
С января 2009 |
1500-2500 € (в зависимости от эмиссии нового авто) |
Возраст старой машины – 10 лет |
Германия |
С января 2009 (максимум – до конца 2009 года) |
2500 € |
Авто минимум с 9-летним „стажем“ |
Нидерланды (закон действует лишь в Гааге) |
|
1000 € |
Машина, выпущенная до 1991 года |
Португалия |
|
1000-1250 € (согласно возрасту авто, сданного на свалку) |
Возраст старой машины – более 10 лет |
Австрия |
Апрель-декабрь 2009 |
1500 € |
Максимально – 30000 автомобилей (до сих пор было реализовано примерно 13550); авто должно быть старше 13 лет |
Румыния |
С января 2009 |
790 € |
Возраст старой машины – более 12 лет |
Испания |
С августа 2008 |
1800 € |
Старое авто – старше 10 лет |
(по материалам чешских СМИ)