Клаус наложил вето

 Чешский президент Вацлав Клаус использовал право вето, заблокировав закон о компенсации за сдачу на металлолом старого авто и покупку нового. Теперь парламент должен большинством голосов преодолеть решение президента.
Речь шла о документе, который должен был помочь повысить продажи новых автомобилей (этот вид промышленного производства, как известно, является для Чехии одним из самых важных) и в целом взбодрить экономику. За несколько последних месяцев "металлоломную" компенсацию ввели во многих европейских странах.

Вацлав Клаус в качестве обоснования решения заявил, что "закон дискриминационный, несистемный, со множеством законодательных ошибок и – в конечном итоге – с очень неопределенным позитивным эффектом". "Данная мера дает преимущество промышленности, а конкретно – нескольким мощным автомобильным предприятиям — в ущерб иным секторам народного хозяйства," заявил президент. По его мнению, эффект правительственных преференций весьма спорен; люди бы, используя автокомпенсации, могли поддержать фирмы, которые в Чехии производства не имеют.

Депутаты нижней палаты чешского парламента в мае одобрили этот закон: согласно его нормам, каждый гражданин мог бы получить из госказны 30 тысяч крон при покупке автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем по цене максимально 500 тысяч крон. На 60 тысяч крон могли бы претендовать те, кто покупает машину стоимостью до 700 тысяч крон, но уже с альтернативным или гибридным мотором.

Компенсации за сдачу старья на металлолом и покупку нового „железного коня“, введенные в соседних странах, пошли на пользу, в частности, главной чешской автокомпании „Шкода Авто“. Ее продажи, например, в Германии существенно поднялись. Однако по статистике Евросоюза введение госпреференций в большинстве стран ЕС не привело к серьезным изменениям к лучшему. Рост автопродаж был зарегистрирован в Германии, Польше и – гораздо слабее – в Люксембурге. В иных же государствах показатели все равно снизились.
 
Ниже "Чехия-Панорама" приводит некоторые данные о странах, в которых этот вид госдотаций был введен:

Страна

Закон действует

Сумма дотации

Условия

Франция

С января 2009

1000-2000 € (в зависимости от эмиссии нового авто)

В металлолом идет машина минимум с 10-летним „стажем“

Люксембург

С января 2009

1500-2500 € (в зависимости от эмиссии нового авто)

Возраст старой машины – 10 лет

Германия

С января 2009 (максимум – до конца 2009 года)

2500 €

Авто минимум с 9-летним „стажем“

Нидерланды (закон действует лишь в Гааге)

1000 €

Машина, выпущенная до 1991 года

Португалия

1000-1250 € (согласно возрасту авто, сданного на свалку)

Возраст старой машины – более 10 лет

Австрия

Апрель-декабрь 2009

1500 €

Максимально – 30000 автомобилей (до сих пор было реализовано примерно 13550); авто должно быть старше 13 лет

Румыния

С января 2009

790 €

Возраст старой машины – более 12 лет

Испания

С августа 2008

1800 €

Старое авто – старше 10 лет

(по материалам чешских СМИ)