Чешские «селфмейдмены»

cz-flag-big

Есть такой тезис: мол, так уж исторически сложилось, что славу Чехии создали, в основном, предметы материального производства народа, в ней проживающего: автомобили, электровозы, травмаи и станки «Шкода», грузовики «Татра» и пиво «Пилзнер Урквелл» и «Гамбринус», хрусталь, гранат и карандаши «Кохинор», и так далее. А вот о людях, прославивших эту страну, вспоминают не так часто, хотя есть среди них и личности с поистине мировой славой. Чтобы восполнить потенциальный информационный вакуум, мы решили вспомнить имена некоторых замечательных личностей чешского происхождения, которую они, по разным причинам, вынуждены были покинуть — навсегда или на время. Речь пойдёт лишь о тех, кто навсегда эмигрировал из Чехии, поменяв «порт приписки» на постоянно-зарубежный и живя преимущественно вне Родины.

Пролетая над «гнездом Формана»
Во всемирном масштабе 84-летний Милош Форман — бесспорно, наиболее знаменитый чешский режиссёр и сценарист, выбившийся в большие люди в Америке, снискавший успех как у зрителей, так и у критиков. Будущий именитый оскароносец (именовавшийся изначально Яном Томашем) родился в городе Часлав, в протестантской семье Анны Швабовой, и профессора Рудольфа Формана. Родители погибли в концлагерях Аушвиц-Биркенау и Бухенвальд. Милош рос у родственников; воспитывался в подебрадской школе-интернате. Окончил пражский кино-телевизионный факультет Академии музыкальных искусств (FAMU). В Чехословакии до 1968 года он успел снять несколько успешных картин, отличавшихся едким, чёрно-юмористическим восприятием отношений в обществе.
С Чехословакией он расстался после вторжения в ЧССР социалистических армий в 1968 году. Но Форман, в отличие от многих, не бежал из страны тайно, а смог вполне легально эмигрировать в США, чтобы продолжить там кинотворчество. Это предоставило ему возможность в рамках съёмок сотрудничать с чешскими кинематографистами, например, с оператором Мирославом Ондржичеком; знаменитый же формановский фильм «Амадей» и вовсе был снят в Праге и её окрестностях.
Картину «Пролетая над гнездом кукушки», снятую в 1975 г., американская Академия киноискусства и наук оценила пятью «Оскарами», а фильм принёс Форману мировую славу. За фильм о Моцарте «Амадей» (1984) он получил и того больше — целых 8 «Оскаров»! Форман за годы творческой режиссёрской жизни успел отхватить богатый набор наград: Гран-при Каннского кинофестиваля (1971), три «Золотых глобуса» (1976, 1985, 1997), два «Оскара» (1976, 1985), премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA; 1976), премию «Сезар» (1985), Приз Европейской киноакадемии (экс-«Феликс»; 1997), «Золотого медведя» (1997) и «Серебряного медведя» (2000)… В свои годы, которые иному показались бы преклонными, он по-прежнему активен и полон творческих идей.

«Венец творенья, дивная Мадленка…»
Госсекретарь США в 1997-2001 годах Мадлен Корбел Олбрайт — не только первая представительница чешской нации на столь высоком посту в сверхдержаве, но и вообще первая дама в таком солидном кресле. При рождении девочка именовалась Марией Яной Корбеловой; «Мадленкой» она стала с лёгкой руки бабушки. Отец Мадлен, Йозеф Корбел был чехословацким дипломатом, обратившимся из иудаизма в католицизм. В марте 1939 года семья Мадлен бежала от гитлеровской оккупации из Чехословакии в Лондон, а после окончания Второй мировой Корбелы вернулись в Чехословакию. Однако, после прихода к власти коммунистов в 1948-м семья снова эмигрировала — на этот раз в США. В 1959-м Мадлен окончила бакалаврское отделение факультета политологии Колледжа Уэллсли, позже — факультет права Колумбийского университета, получив степень магистра, а также диплом Института исследований России. Её консультантом в процессе подготовки кандидатской диссертации был Збигнев Бжезинский, принадлежавший к числу ярых сторонников «холодной» войны. Когда Бжезинский стал сотрудником администрации Белого дома, поляк взял способную чешскую студентку к себе.

Политическую деятельность Олбрайт начала в качестве активиста Демократической партии США. В 1972-м вошла в команду Эдмунда Маски, сенатора от штата Мэн, а в 1976-78 годах работала его помощником по вопросам законодательства. В 1992 году советник Билла Клинтона по вопросам зарубежной политики пригласил её поучаствовать в избирательной кампании. После избрания Клинтона на пост президента благодарный шеф назначил «Мадленку» постоянным представителем США при ООН и ответственной за сотрудничество с Советом национальной безопасности (NSC). Целеустремленная дама приобрела большое влияние на принятие решений в сфере иностранной политики; амбиции её выросли до желания побороться в рамках следующего президентского срока за пост 64-го министра иностранных дел. В конце концов, Билл Клинтон ей эту должность предложил, а Мадлен немедленно её приняла. Олбрайт была сторонницей жёсткого курса США в международных отношениях, выступала за усиление позиций страны в НАТО, за всемерную защиту интересов Америки, в том числе — и с применением военной силы. Мадлен настояла и на использовании армейских сил в бывшей Югославии в 1999 году, окончившихся бомбардировками Сербии.

После ухода с поста министра иностранных дел ходили слухи о том, что она может сменить Вацлава Гавела в должности президента Чехии. Но, в конце концов, чехи «Мадленку» оставили в покое, не позволив ей усесться на Пражском Граде и пытаться облагодетельствовать человечество ещё и с этой стороны.

Хаммер и «полицейские из Майами»
63-летний чехоамериканский композитор и пианист Ян Хаммер прославился тем, что в начале 70-х участвовал в деятельности рок-группы Mahavishnu Orchestra, а также является автором известного музыкального сопровождения к телесериалу «Полиция Майами».

Будущий лауреат нескольких премий «Грэмми», Хаммер родился 17 апреля 1948 года в Праге. Его мать Власта Прухова была хорошо известной джазовой певицей, а Ян Хаммер-старший — врачом и джаз-контрабасистом. С детства мальчик увлекался игрой на фортепиано; уже в 14 лет организовал джазовое трио, а потом поступил в очень престижную пражскую академию музыкальных искусств. Незадолго до эмиграции он успел написать музыку и песни для весьма популярного в Чехии и по сию пору полнометражного фильма-сказки «Ужасно печальная принцесса» (Šíleně smutná princezna). За океаном Хаммер поступил в бостонскую высшую музыкальную школу Беркли. В начале 70-х выступал вместе с Джерри Гудменом, Элвином Джонсоном и Сарой Вон.

В 1984 году, когда Хаммер работал на телевидении, продюсеры сериала Miami Vice попросили Хаммера написать музыкальное сопровождение к каждой части этой криминальной теленовеллы. Ян согласился; в 1985-м его тематическая песня заняла первое место в Billboard Singles Chart. Tем самым она стала одной из двух инструментальных композиций в сериале. Miami Vice Theme оставалась на вершине американских хитпарадов в течение 12 недель, заслужила четырёхкратный платиновый диск и помогла Яну выиграть две премии Grammy. Запись с этим саундтреком была продана тиражом более 7 миллионов копий по всему миру и стала платиновой. А чешский эмигрант прочно вошёл в историю американской музыки.

«Чешская машина» Навратилова
Эта дама носила титул «первой ракетки мира» около 10 лет и становилась победительницей Турниров Большого шлема в различных разрядах 59 раз! Всего же в её личной копилке 167 побед в одиночном разряде и 177 — в парном (оба достижения – абсолютные рекорды всех времён для мужчин и женщин).

60-летняя Мартина Навратилова при рождении именовалась Мартиной Шубертовой. Родители развелись, когда Мартине было 3 года, и мать вышла замуж за Мирослава Навратила, который и стал первым тренером девочки. А с 9 лет Мартина начала заниматься теннисом под руководством известного чехословацкого специалиста Йиржи Пармы; в 15 лет она выиграла чемпионат страны. В 18 лет эмигрировала и выступала уже за США, хотя американское гражданство получила только в 1981-м.

Первая ракетка мира с 10 июля 1978 года, Навратилова в 1982-86 годах безраздельно царствовала в женском теннисе. В 1983-84-м рекордно выиграла подряд 6 турниров Большого Шлема и продемонстрировала уникальную результативность в истории тенниса: в 86 матчах за сезон потерпела лишь одно поражение. 14 сезонов „железная Мартина“ играла в финалах итогового турнира года среди сильнейших теннисисток мира.

В 1994 году, в 37-летнем возрасте, она в последний раз вышла в финал Уимблдона, а в следующем году Мартина решила завершить профессиональную карьеру. Однако любовь к теннису оказалась настолько сильной, что в 2001 году Навратилова вернулась в теннис. Правда, в силу солидного возраста Мартина выступала только в парных состязаниях и миксте. После победы на Открытом чемпионате Австралии в 2003 году Навратилова обзавелась полным комплектом титулов на всех турнирах Большого шлема в одиночном, парном и смешанном парном разрядах, став третьей теннисисткой, которой покорилось это достижение (среди мужчин аналогичного успеха не добивался никто).
Левшу Навратилову, игравшую в стиле однорукого бэкхэнда, журналисты Стив Флинг и Бад Коллинз, а также издание Tennis Magazine называют «крупнейшей теннисисткой, а то и теннисистом всех времён».

«Цельнолицевой волшебник» Помагач
Свежеиспечённым выпускником медицинского вуза, с пустыми карманами и без всякого заранее «застолблённого» рабочего места уехал когда-то Богдан Помагач в США — искать счастья. И нашёл его, причём даже в гораздо большем количестве, нежели ему поначалу могло присниться в самом отважном сне. Будущая звезда трансплантационной хирургии, он родился в семье инженера-химика и учительницы; детство провёл в трёхкомнатной остравской квартире. Уже во время обучения на медфаке университета имени Палацкого в Оломоуце побывал на стажировке в Бостоне, куда после получения диплома и отправился за своей «американской мечтой». Успеху его способствовали как талант, так и огромная воля к самосовершенствованию. Будущего шефа он покорил тем, что предложил работать бесплатно. Тот для него выбил небольшую стипендию – и Помагач начал трудиться.
В именитой бостонской больнице Brigham and Women´s Hospital, которая принадлежит к числу 10 лучших клиник США, стал специализироваться на пересадке лиц (первую в мире подобную операцию его команда осуществила 10 лет назад), изобрёл в этой области уникальные методы, благодаря чему стал одним из самых уважаемых хирургов планеты. Пластическая, реконструкционная и эстетическая хирургия, которой занимается чешский чудо-врач, способна спасти здоровье и психику, казалось бы, безнадежно изуродованным пациентам. Вклад работ доктора Помагача в практическую и теоретическую медицину, таким образом, трудно переоценить; в своей области он по праву считается специалистом экстра-класса. «Золотые чешские руки», которыми эта нация (во многом — по праву) гордится, сделав их частью своего народного фольклора, прославили не только его, но и многих других его соотечественников, доказавших за рубежом, что западные славяне отнюдь не лыком шиты.