Столичный благодетель

karlovo-namesti-cover

Весь нынешний год Прага и Чехия с почестями отмечают 700-летие Карла IV – чешского короля и императора Священной Римской империи, деяния которого для страны невозможно переоценить. Анализируя его прогрессивные, даже революционные по тем временам взгляды на жизненные устои общества, Карла смело можно причислить к гениальным визионариям эпохи средневековья. Ярким примером его авангардного наследия служит сама чешская столица: сравнив Прагу «докарловскую» с тем городом, который он оставил потомкам в 1378 году, можно понять грандиозный масштаб его реформаторской личности.

Судьбоносным для Праги решением Карла IV было основание нового района города – Нового Мнеста пражского. Как и все в истории чешской столицы, его возникновение связано с легендой, полной мистики и таинств.

Астролог, мнением которого Карл очень дорожил, предсказал городу незавидную судьбу: согласно расположению звёзд, Малая Страна от гибельного огня должна была превратиться в пепелище, а Старое Мнесто якобы поглотит водная пучина. Так что решение императора построить Новое Мнесто было равносильно возведению «Ноева ковчега», на который возлагалась задача выживания в катаклизме.

novomestska-radnice

В марте 1348 года король лично положил закладной камень нового города. Несмотря на любовь к астрологии, в мирской жизни Карл был крайне прагматичен и лишен сентиментов: «орднунг унд арбайтен», как говорится – вот и весь нехитрый рецепт чудесных перемен к лучшему. К слову, император-новатор вникал в детальные подробности стройки и подавал личный пример трудового энтузиазма. Задуманная им пражская «территория опережающего развития» давала новоиспеченным переселенцам массу льгот (например, освобождение от налогов на 12 лет!), но и предъявляла жесткие требования: к строительству дома, причем только каменного, следовало приступить не позднее, чем через месяц, а заселиться – максимум через 18 месяцев. Не уложился в срок – изволь платить штраф. Так за 4 года было возведено 600 домов.

Размах постройки Нового Мнеста наглядно характеризует такой факт: разбитых тогда трех огромных площадей (8-гектарного Скотного рынка (ныне Карловой площади), 3,8-гектарной Вацлавской и Сеноважной) городу «хватило» вплоть до 19-го столетия! Кстати, классическими площадями они стали гораздо позже, а Карлом были задуманы как городские рынки. Иная планировка улиц – скачок в градостроении на несколько столетий вперед: милые, но узкие и путаные улочки Старого Города не идут ни в какое сравнение с широкими магистралями Водичковой и Йиндржишской. Огромной была ширина улиц Житной и Йечной, Штепанской, Гибернской. В то время самые крупные улицы Парижа или Кёльна едва ли могли похвастаться шириной в 10 метров! Поэтому масштабы пражских «проспектов» и других нововведений поражали воображение современников. Новая городская крепостная стена длиной в 3 430 метров возникла менее, чем за два года, а площадь вновь образованного поселения составляла 3,6 квадратных километра, что втрое превышало размер Старого Мнеста. Вместе со старыми пражскими «районами» (Старое Мнесто и Малая Страна) Карл IV создал городской комплекс площадью в 650 гектаров – больший, чем тогдашний Париж или Лондон, и сравнимый только с Римом и Константинополем.

Галина Пунтусова – «праголюб» и праговед, создатель эксклюзивных туристических маршрутов и автор книг «Легенды и истории старой Праги», «Тайны старой Праги». Официальный сайт автора — http://prahafx.ru/