В понедельник 18 сентября 2006 года на заседании горсовета в Гавиржове произошло ЧП, которое скорее напоминает российскую криминальную хронику. Бывший директор местноого предприятия «Технический сервис» Павел Слива застрелил заместителя мэра города Мартина Балшана. Накануне Слива заехал в недалекую Остраву и там столь же хладнокровно убил адвоката «Техсервиса» Ивану Кабзанову. После убийства вице-мэра Балшана экс-директор пустил себе пулю в лоб…
Бойня потрясла маленький шахтерский городок. Подобные события – слава Богу, редкость для небольшой и «провинциальной» (по крайней мере, по части разгула криминала) республики. Множество людей до сих пор ломают головы над тем, что же было причиной преступлений.
Убийца действовал наверняка
Подробности происшедшего на заседании горсовета рассказала мэр Гавиржова Милада Галикова (KSČM): „Примерно между 12.30 и 12.45 вдруг раздалось несколько выстрелов из-за кулис. Коллеги немедленно бросились за сцену и увидели, что на полу лежат двое мужчин…»
Свидетелем драмы в здании горсовета была также врач и депутат от ODS Эмилия Вечерова: «Сначала мы думали, что Слива отозвал заместителя мэра за кулисы. Но это было лишь случайное стечение обстоятельств. Покойный Балшан удалился из зала, чтобы позвонить жене, с которой он как раз беседовал, когда его увидел Слива. Убийца уже стоял возле заднего выхода. Он несколько раз выстрелил в Балшана, одна пуля попала в легкое, вторая – в голову. Потом Слива дважды выстрелил в себя. Когда занавес откинули, мы увидели весь этот кошмар…Господин вице-мэр еще был жив, дышал, сердце долго работало. Но постепенно он умирал… Мы с доктором Героковой пытались его реанимировать. Потом приехала «скорая». Все бесполезно…»
Убийства были совершены абсолютно хладнокровно: первые пули были нацелены в сердце, вторые – в голову. Ни Кабзанова, ни Балшан не имели ни малейшего шанса на спасение. В заместителя мэра убийца выстрелил еще и третий раз, в живот. Слива использовал пистолет CZ 75 Compact калибра 9 мм, которым владел легально.
Последним человеком, который говорил со Сливой накануне второго убийства и самоубийства, был пресс-секретарь магистрата Иван Трнка. Слива обратился с просьбой позволить выступить на заседании горсовета. «Говорил совершенно спокойно, по его поведению невозможно было представить себе, что через пять минут он кого-нибудь убьет,» — рассказал Трнка. Прежде, чем он успел договориться насчет выступления Сливы, последний направился за кулисы…
Балшанова слышала, как умирал ее муж
Жена заместителя мэра чувствовала, что ее супругу грозит большая опасность. Именно потому она ему во время заседания горсовета и звонила. Но, увы, не успела вовремя предупредить.
Офицер полиции пояснил: «Нам было известно, что Слива с места убийства адвоката в Остраве скрылся на «шкоде-октавии» и что он по-прежнему вооружен. Мы предполагали, что он мог бы поехать в гавиржовский «Техсервис». Поэтому туда немедленно направились полицейские в пуленепробиваемых жилетах.» В «Техсервисе» работала г-жа Балшанова. Она бросилась к телефону, чтобы сообщить обо всем мужу. Но к Балшану, говорящему по телефону, тут же подошел Слива и потребовал, чтобы вице-мэр уделил ему внимание. Балшан якобы не очень вежливо ответил, мол, пусть Слива оставит его в покое и даст договорить по телефону. Слива достал пистолет…
«Балшанова, очевидно, все слышала, в том числе стрельбу. Она немедленно помчалась в прокуратуру, но там с ней случился нервный припадок,» — сообщил источник, близкий к полицейской оперативно-следственной группе.
Акции или политика?
Согласно информации, опубликованной ČTK, мотивом убийств мог быть конфликт по поводу акций Сливы в «Техсервисе». 48-летний Слива якобы несколько лет боролся за то, чтобы предприятие за его акции заплатило кругленькую сумму. «Все это домыслы, но я не могу их опровергнуть, поскольку вопрос на повестке дня был. Господин экс-директор Слива действительно владел акциями, по поводу цены которых вел с городом тяжбу,» — пояснила мэр Гавиржова. Стоимость акций якобы достигала нескольких миллионов крон, а город предлагал покойному Сливе за них только 600 тысяч. Но трагедия могла быть и следствием многолетней безуспешной борьбы Сливы против общей политической практики гавиржовской элиты.
Все началось три года назад, когда руководство города сняло Павла Сливу с поста директора «Техсервиса». Одновременно начался и спор между городом и шестью работниками предприятия, которым Гавиржов в 1997 году предложил купить акции фирмы. Но в 2003-м город решил заполучить ценные бумаги обратно. Акционеры согласились продать их, но по более высокой цене, нежели город был готов заплатить. Новый совет акционеров «Техсервиса» во главе с членом горсовета Войтехом Козаком (ČSSD) нанял юриста Ивану Кабзанову, которая придумала «гениальный план» – объявить, что акции Сливы и его коллег… недействительны.
Справка: Покойная Ивана Кабзанова «при социализме» работала судьей в городе Фридек-Мистек, а потом и в Остраве. В 1990 году переквалифицировалась в частные адвокаты. С 2002 года была также членом дисциплинарной комиссии Чешской коллегии адвокатов.
«Магистрат незаконным образом заполучил 1 080 акций, принадлежавших шести акционеров, которым тем самым был нанесен материальный ущерб,» — заявил два года назад Павел Слива в интервью газете Havířovský deník. Тогда же он подал заявление с просьбой возбудить уголовное дело против Войтеха Козака. Но полиция дело так и не возбудила. Руководство города предложило оппоненту 600 тысяч крон за 520 акций. Господин Слива требовал более пяти миллионов крон. Нашла коса на камень?
«Мафия, всюду мафия…»
Павел Слива вел борьбу против руководства города с момента своего снятия с поста директора «Техсервиса». Однако в этой борьбе, как и в сражении за акции, его, кажется, постигла неудача.
Он, например, говорил о том, что обе дочери члена горсовета и нового руководителя совета акционеров «Технического сервиса» Войтеха Козака при подозрительных обстоятельствах были устроены на «теплые места». Одну назначили ассистенткой вице-мэра по экономике Мартина Балшана, вторая получила должность в Городском культурном центре, причем в обоих случаях – без всякого конкурса.
Жена господина Козака, Дагмар Козакова получила в аренду нежилые помещения в доме, где находится попечительская служба, учрежденная городом. В процессе проведения тендера предложение Козаковой по арендной плате было далеко не самым высоким.
«Внимательно слежу за темными делишками, которые в Гавиржове в области коммунальной политики творятся, — писал покойный Слива в местную газету. – Некоторые действия городского начальства сродни скорее обычаям «банановой республики», нежели европейского государства.» Мэр города Милада Галикова с этой критикой согласна: «Печально, однако обстоятельства, на которые обращал внимание господин Слива, соответствуют действительности. Но никто никогда не решился выступить против господина Козака. В горсовете у ČSSD большинство голосов, и потому идти с ними на конфликт никому не хочется».
За несколько месяцев до того, как Слива совершил свой безумный поступок, он попробовал исправить ситуацию в городе политическими средствами. Под лозунгом «борьбы за чистоту и прозрачность коммунальной политики» выразил желание выдвинуть свою кандидатуру в горсовет. Но его не включили в список кандидатов от ODS, причем якобы именно из-за его конфликта с городской верхушкой.
После провала этого замысла Павел Слива продал дом в Гавиржове, и переехал в город Млада Болеслав.
О пользе зубной боли
В течение года Слива получил сертификаты менеджера в области строительства и контроля за качеством труда. Якобы приступил к работе в Праге, откуда регулярно ездил на каждое заседание горсовета в Гавиржове, где разговор шел о покупке пресловутых акций.
На последнее, роковое заседание прихватил с собой пистолет. По пути заехал в Остраву. Застрелив Кабзанову, направился в Гавиржов и убил Балшана. Но главной его жертвой должен был стать, скорее всего, упомянутый член горсовета Войтех Козак. Об этом свидетельствует и то, что Слива, явившись в мэрию, якобы поинтересовался у юрисконсульта, где находится кабинет Козака. Тот, видать, родился в рубашке: за полчаса до трагедии ушел на прием к зубному врачу — флюс, абсцесс , …
Убийца был болен?
Возникла еще одна версия, согласно которой борьба Сливы за солидную цену акций вовсе не была столь безуспешной. Его семья благодаря уже полученным от города средствам была очень хорошо обеспечена. Размер имущества равняется нескольким миллионам крон. Факт того, что Слива некоторые судебные тяжбы по вопросам акций «Техсервиса» выигрывал или же договаривался с противоположной стороной о внесудебном финансовом решении проблемы, подтвердил и его адвокат Лудек Трна.
«Он вовсе не был неудачником в этой борьбе. В одном случае, например, договорился, что ему заплатят без судебных проволочек 2 850 000 крон», сообщил юрист. Слива выиграл тяжбу по признанию недействительным постановления общего собрания акционеров предприятия. «В качестве сатисфакции получил 300 тысяч крон, плюс ему оплатили судебные издержки», констатировал адвокат.
Друг семьи Сливы сообщил: «В качестве дивидендов Павел получил еще несколько сотен тысяч крон, отсудил себе отступное, да еще ему выплатили зарплату задним числом после того, как было признано недействительным решение о его увольнении с поста директора». «Финансы уж точно не были мотивом убийств. Возможно, дело в какой-нибудь болезни», предположил аноним.
Постскриптум: Один из бывших соседей Сливы, живший неподалеку в районе Havířov-Šumbark, уже пожилой человек, говорит о покойном как о «нормальном и спокойном мужике»: «Мы часто захаживали к ним в гости, сидели в саду. Все было чинно и мирно, без малейших эксцессов.» Как «нормальный, тихий и спокойный мужик» мог взять в руки пистолет и убить двоих людей? Загадка…